Иосиф бродский - собрание сочинений. Иосиф бродский - собрание сочинений Экранизации произведений, театральные постановки

Русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, автор пьес; писал также на английском языке.

В 1972 Иосиф Бродский эмигрировал в США. В стихах (сборники «Остановка в пустыне», 1967, «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», оба 1972, «Урания», 1987) осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля - жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящее к герметичности поэтического пространства). Эссе, рассказы, пьесы, переводы. Нобелевская премия (1987), кавалер ордена Почетного легиона (1987), обладатель Оксфордской премии Honori Causa.

Стремясь к двуязычию, Иосиф Бродский писал также по-английски эссе, литературную критику, стихи. Бродский сумел расширить возможности русского поэтического языка. Художественный мир поэта универсален. В его стилистике усматривают влияние барокко, неоклассицизма, акмеизма, английской метафизической поэзии, андеграунда, постмодернизма. Само существование этой личности стало воплощением интеллектуального и нравственного противостояния лжи, культурной деградации. Изначально, из-за процесса о «тунеядстве», Бродский стал некой нарицательной фигурой независимого художника, сопротивлявшегося общепринятому лицемерию и насилию - и на родине, и вне ее. До 1987 в СССР он фактически был поэтом для «посвященных»: хранение дома его стихов не только считалось предосудительным, но было наказуемо, тем не менее его стихи распространялись испытанным в советские времена способом - с помощью Самиздата.

Международная известность пришла к поэту уже после публикации его первого сборника на Западе в 1965 году. В СССР до 1987 года Иосиф Бродский практически не издавался. Некоторые строчки Бродского общеизвестны как афоризмы-формулы: «Смерть - это то, что бывает с другими» или «Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». Мир творений Бродского отразил сознание значительной интеллектуальной группы выходцев из России, и в целом людей «исхода», живущих на грани двух миров, по выражению В. Уфлянда, «бродского человечества»: эти новые странники, словно продолжая судьбы романтических скитальцев, подобны некой соединительной ткани разных культур, языков, мировоззрений, быть может, на пути к универсальному человеку будущего.

Поэт Иосиф Бродский скоропостижно скончался в Нью-Йорке 28 января 1996 года, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции.

Этот книга – часть электронного собрания сочинений И. Бродского, содержащая основной корпус стихотворений и поэм. Сюда не вошли (и включены в отдельные файлы): стихотворные переводы Бродского из разных авторов на рус. язык; неоконченная поэма «Столетняя война» с примечаниями Я. Гордина; переводы стихотворений Бродского на англ. язык (самим автором и другими переводчиками); стихотворения, изначально написанные Бродским на англ. языке, и их переводы на русский язык (не автором); неоконченная поэма «История XX века», написанная на английском языке и переведенная на русский Е. Финкелем. Представлены (насколько возможно) все опубликованные в бывшем СССР оригинальные стихотворные тексты Бродского. В собрание, возможно, пока не включены некоторые ранние стихи (до 1962?), которые автор позже не захотел публиковать (например, «Земля» и «Баллада о маленьком буксире»), а также неоконченные стихи, наброски, варианты и другие малоизвестные произведения (возможно, они будут еще опубликованы).Тексты подготовлены путем сверки и вычитки электронных текстов-источников, издавна находившихся в Сети (предположительно, это были ручные наборы с ранних публикаций или «самиздата»), и OCR по изданиям: «Сочинения Иосифа Бродского», далее «СИБ» (1-е изд. в 4 тт., ред. Г. Ф. Комаров, «Пушкинский фонд», С-Пб., 1994; 2-е изд., тт. 1 и 2, ред. Я. Гордин, 1998); по утвержденному Бродским сборнику «Часть речи» (сост. Э. Безносов, М., «Художественная Литература», 1990; далее «ЧР»); и по сборнику «Форма Времени» (сост. В. Уфлянд, «Эридан», Минск, 1992; далее ФВ). При разночтениях пунктуации и мелких исправлениях текста предпочтение отдается СИБ, с исправлениями по имеющимся томам 2-го издания; при значительных отличиях текста приводятся варианты по др. публикациям или по электронному тексту-исходнику (обозначенному как «неизвестный источник»).Порядок стихотворений следует хронологическому принципу СИБ: в пределах каждого месяца, сезона, года, десятилетия сперва идут точно датированные стихотворения в хронологическом порядке, затем датированные все более и более приближенно в алфавитном порядке, т.е. датированные месяцем, сезоном, годом, затем датированные неточно, условно или вовсе не датированные – также в алфавитном порядке. Датировка следует СИБ: <1990> означает дату первой публикации, 1990? означает приблизительную датировку. Отдельные недатированные ранние стихи, не включенные в СИБ, даются по неизвестным источникам и датированы . В отдельных отмеченных случаях датировка следовала опубликованным на англ. языке при участии Бродского сборникам: «Selected Poems» (1973, далее SP), «Part of Speech» (1980, далее PS), «To Urania» (1988, далее TU) и «So Forth» (1996, далее SF).Примечания к текстам, присутствующие в СИБ, дополнены примечаниями из других публикаций (и, где необходимо, моими текстологическими пояснениями); все примечания атрибутированы. Выделенные в СИБ заглавными буквами или разрядкой слова даны курсивом.С. В.Подготовка текста: Сергей Виницкий. Собрание сочинений И. Бродскогонаходится на Сети по адресу «http://brodsky.da.ru».]

Годы жизни: с 24.05.1940 по 28.01.1996

Один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 г., эссеист, драматург и переводчик, лауреат США 1991-1992 гг.

Родился в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Имя получил в честь Иосифа Сталина. «В православном календаре 24 мая празднуются дни святых Кирилла и Мефодия, создателей славянской грамоты, но выросший в ассимилированной еврейской семье поэт узнал об этом, только будучи взрослым, когда он уже и так давно связал свою судьбу с «милой кириллицей». В стихах он вспоминал порой о том, что рожден под созвездием Близнецов (по представлениям астрологов, это предвещает склонность к глубокому дуализму и гармонической двусмысленности)» (1)

Отец - Александр Бродский служил на флоте, был фотокорреспондентом армейской газеты, после войны работал в отделе фотографии Военно-Морского музея. Мать Мария Вольперт была бухгалтером.

Раннее детство Иосифа Бродского пришлось на годы войны. После блокадной зимы 1942 года мать с двухлетним Иосифом на руках уехала в эвакуацию в Череповец. После окончания войны они вернулись в Ленинград.

С детства Бродский имел дефекты речи, некоторые из которых с возрастом исправились, осталась только картавость, но все равно в силу особенностей голосового аппарата произношению Бродского была свойственна назальность, в особенности при декламации. «Это не человек, а духовой оркестр...» (2)

В 1955 году, будучи в восьмом классе, Иосиф бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». В период до 1957 года перепробовал 13 профессий, мечтал стать то подводником, то врачом. С лета 1957 года началась сезонная работа в геологических экспедициях – на севере Архангельской области, на Дальнем Востоке, в Якутии и в степи к северо-востоку от Каспия.

В этот же период Бродский начал активно заниматься самообразованием. Он очень много, но хаотично читал: поэзию, философскую и религиозную литературу; начал изучать английский и польский языки, переводить польских поэтов. Ключевым словом для него стало слово «поиск».

Начал писать стихи 1956-1957 годах. Одним из решающих толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого. Несмотря на то что Бродский не писал прямых политических стихов против советской власти, независимость формы и содержания его стихов плюс независимость личного поведения приводили в раздражение идеологических надзирателей.

Первым опубликованным произведением Бродского стала "Баллада о маленьком буксире". 14 февраля 1960 года состоялось первое крупное публичное выступление Иосифа Бродского на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им. Горького с участием А. С. Кушнера, Г. Я. Горбовского, В. А. Сосноры. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал.

Талант поэта был оценен известной русской поэтессой Анной Ахматовой. Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобрел известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда, но он никогда не принадлежал ни к какой группировке, не был связан с диссидентством.

Бродскому не было и двадцати двух лет, когда он 2 января 1962 года познакомился с Мариной Басмановой. Молодая художница была почти на два года старше. От этого союза в 1967 году родился сын - Андрей.

К 1964 году Бродский уже года три находился в поле зрения ленинградского КГБ и его партийных кураторов. 12 февраля 1964 года поэт был арестован в Ленинграде по обвинению в тунеядстве. 13 марта над Бродским состоялся суд.

«Допрос, который вела судья Савельева, был откровенно направлен на то, чтобы сразу же подтвердить обвинение Бродского в тунеядстве.

«Судья : Чем вы занимаетесь?

Бродский : Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю...

Судья: Никаких «я полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует! У вас есть постоянная работа?

Бродский : Я думал, что это постоянная работа.

Судья : Отвечайте точно!

Бродский : Я писал стихи! Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю...

Судья : Нас не интересует «я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали?

Бродский : Я работал. Я писал стихи.

Судья : Нас это не интересует...»

Судья задает Бродскому вопросы по поводу его краткосрочных работ на заводе и в геологических экспедициях, литературных заработков, но лейтмотив допроса – отказ судьи признавать литературную работу Бродского работой и самого Бродского литератором.

«Судья : А вообще какая ваша специальность?

Бродский : Поэт. Поэт-переводчик.

Судья : А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский : Никто. (Без вызова.)А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья : А вы учились этому?

Бродский : Чему?

Судья : Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят... где учат...

Бродский : Я не думал, что это дается образованием.

Судья : А чем же?

Бродский : Я думаю это... (растерянно)от Бога...»(3)

За поэта заступились Анна Ахматова, писатель Самуил Маршак, композитор Дмитрий Шостакович, а также французский философ Жан Поль Сартр. Бродский был приговорен к пятилетней ссылке в Архангельскую область (в Норенскую) "с обязательным привлечением к физическому труду". В ссылке он провел 18 месяцев - с марта 1964 по сентябрь 1965 года, в деревне написал около 80 стихотворений.

По возвращении из ссылки поэт живет в Ленинграде. Бродский продолжает писать стихи, однако по-прежнему стихи его не могли появляться в официальных изданиях. Средства для жизни давали переводы, поддерживали друзья и знакомые. В основном из произведений этой поры составлена самим Бродским уникальная, обращенная к одному адресату книга лирики "Новые стансы в Августе. Стихи к М. Б.".

До 1972 года в СССР были опубликованы только одинадцать его стихотворений в третьем выпуске московского самиздатовского гектографированного журнала "Синтаксис" и местных ленинградских газетах, а также переводческие работы под собственной фамилией или под псевдонимом.

12 мая 1972 года Бродского вызвали в отдел виз и регистрации ленинградской милиции (ОВИР) и «предложили» эмигрировать в Израиль. Бродскому не дали толком ни собраться, ни попрощаться. 4 июня 1972 года, через десять дней после своего 32-летия, Бродский вылетел из Ленинграда в Вену.

Бродский, как он выразился сам, «приземлился» в США, в Нью-Йорке. Профессор Бродский преподавал в Мичиганском университете историю русской и английской литературы. Затем он переехал в Нью-Йорк и преподавал в Колумбийском университете, колледжах Нью-Йорка и Новой Англии.

Бродский печатался в The New Yorker, New York Review of Books, участвовал в конференциях, симпозиумах, много путешествовал по миру, что нашло отражение и в его творчестве - в произведениях "Роттердамский дневник", "Литовский ноктюрн", "Лагуна" (1973), "Двадцать сонетов к Марии Стюарт", "Темза в Челси" (1974), "Колыбельная трескового мыса", "Мексиканский дивертисмент" (1975), "Декабрь во Флоренции" (1976), "Пятая годовщина", "Сан-Пьетро", "В Англии" (1977).

В 1978 году Бродский стал почетным членом Американской академии искусств, из которой он вышел в знак протеста против избрания почетным членом академии Евгения Евтушенко.

В США и Великобритании вышло восемь стихотворных книг Бродского на русском языке: «Стихотворения и поэмы» (1965); «Остановка в пустыне» (1970); «В Англии» (1977); «Конец прекрасной эпохи» (1977); «Часть речи» (1977); «Римские элегии» (1982); «Новые стансы к Августе» (1983); «Урания» (1987); драма «Мрамор» (на русском языке, 1984). Бродский получил широкое признание в научных и литературных кругах США и Великобритании, удостоен Ордена Почётного легиона во Франции.

Занимался литературными переводами на русский (в частности, перевёл пьесу Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы») и на английский - стихи Набокова. В 1986 году написанный по-английски сборник эссе Бродского «Less Than One» («Меньше чем единица») был признан лучшей литературно-критической книгой года в США.

В 1987 году Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему за «всеобъемлющее творчество, насыщенное чистотой мысли и яркостью поэзии». Часть Нобелевской премии Иосиф Александрович выделил на создание ресторана «Русский самовар», ставшего одним из центров русской культуры в Нью-Йорке. Сам он до конца жизни оставался одним из знаменитых его постоянных посетителей.

Бродский являлся также лауреатом стипендии Макартура. В 1991-1992 годах Бродский получил звание поэта-лауреата Библиотеки конгресса США.

С конца 1980-х творчество Бродского постепенно возвращается на Родину. Последовали приглашения вернуться на родину. Бродский откладывал приезд: его смущала публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы сопровождался его визит. Одним из последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там - мои стихи». Мотив возвращения и невозвращения присутствует в его стихах 1990-х годов, в частности, в стихотворениях «Письмо в оазис» (1991), «Итака» (1993), «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки...» (1994), причем в последних двух - так, как будто возвращение действительно случилось. В то же время в эмиграции он активно поддерживал и пропагандировал русскую культуру.

В 1990 году Бродский женился на русско-итальянской переводчице Марии Соццани. В 1993 году родилась их дочь Анна.

В 1995 году Бродскому было присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.

Состояние здоровья поэта постоянно ухудшалось. Еще в 1976 году он перенес обширный инфаркт. В декабре 1978 года Бродскому была сделана первая операция на сердце, в декабре 1985 года - вторая, которой предшествовало еще два инфаркта. Врачи поговаривали о третьей операции, а в дальнейшем и о трансплантации сердца, откровенно предупреждая о том, что в этих случаях велик риск летального исхода.

В ночь на 28 января 1996 года Иосиф Бродский скончался от инфаркта в Нью-Йорке. 1 февраля он был временно захоронен в мраморной стене на кладбище при Троицкой церкви на 153-й улице на Манхэттене. Через несколько месяцев, согласно последней воле поэта, его прах похоронили на кладбище острова Сан-Микеле в Венеции.

Последний сборник Бродского "Пейзаж с наводнением" вышел в 1996 году после его смерти.

Из нобелевской речи Иосифа Бродского: «Пишущий стихотворение пишет его прежде все¬го потому, что стихосложение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения, испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом». (4)

Вдова Бродского Мария возглавляет Фонд стипендий памяти Иосифа Бродского, созданный в 1996 году для того, чтобы предоставить возможность писателям, композиторам, архитекторам и художникам из России стажироваться и работать в Риме.

В 2013 году в деревне Норинской Коношского района Архангельской области, где поэт отбывал ссылку, открылся первый в мире музей Иосифа Бродского.

1.

2. Н.Я Мандельштам

3. Иосиф Бродский. Лев Лосев. Серия ЖЗЛ

4. Иосиф Бродский. Нобелевская лекция

Венеция была одним из самых любимых городов Бродского , куда он приезжал много раз и где он был похоронен. Лауреат Нобелевской премии оставил свои впечатления о городе в автобиографическом эссе "Набережная Неисцелимых" (Fondamenta degli incurabili). "Зимой в этом городе, особенно по воскресеньям, просыпаешься под звон бесчисленных колоколов, точно за кисеей позвякивает на серебряном подносе гигантский чайный сервиз в жемчужном небе. Распахиваешь окно, и комнату вмиг затопляет та уличная, наполненная колокольным гулом дымка, которая частью сырой кислород, частью кофе и молитвы. Неважно, какие таблетки и сколько надо проглотить в это утро,- ты понимаешь, что не все кончено".

На памятнике Бродского на кладбище в Сан-Микеле гравировка: “Со смертью все не кончается”.

Иосиф Бродский написал несколько детских стихотворений :
,
,
.

Награды писателя

Стипендия Макартура (1981)

Нобелевская премия по литературе (1987)

Поэт-лауреат США (1991)

Библиография

Издания на русском языке:

Бродский И. Стихотворения и поэмы. - Washington - New York: Inter-Language Literary Associates, 1965.
Бродский И. Остановка в пустыне / пред. N.N. (А. Найман). - New York: Изд-во им. Чехова, 1970. Ann Arbor: Ardis, 1988 (испр.).
Бродский И. Конец прекрасной эпохи: Стихотворения 1964-1971. - Ann Arbor: Ardis, 1977. СПб.: Пушкинский фонд, 2000.
Бродский И. Часть речи: Стихотворения 1972-1976. - Ann Arbor: Ardis, 1977. СПб.: Пушкинский фонд, 2000.
Бродский И. Римские элегии. - New York: Russica Publishers, 1982.
Бродский И. Новые стансы к Августе (Стихи к М. Б., 1962-1982). - Ann Arbor: Ardis, 1983. СПб.: Пушкинский фонд, 2000.
Бродский И. Мрамор. - Ann Arbor: Ardis, 1984.
Бродский И. Урания. - Ann Arbor: Ardis, 1987, 1989 (испр.).
Бродский И. Примечания папоротника. - Bromma, Sweden: Hylaea, 1990.
Бродский И. Осенний крик ястреба: стихотворения 1962-1989 годов / сост. О. Абрамович. - Ленинград: ЛО ИМА-пресс при содействии МГП «Петрополис», 1990.
Иосиф Бродский размером подлинника / сборник, посвящённый 50-летию поэта (проза и интервью И. Бродского, а также статьи о нём), сост. Г. Комаров. - Ленинград-Таллин: Изд-во Таллинского центра Московской штаб-квартиры МАДПР, 1990.
Бродский И. Стихотворения / сост. Я. Гордин. - Таллинн: совместное издание издательств «Ээсти раамат» и «Александра», 1991.
Бродский И. Каппадокия. Стихи. - СПб.: приложение к альманаху Петрополь, 1993.
Бродский И. В окрестностях Атлантиды. Новые стихотворения. - СПб.: Пушкинский фонд, 1995.
Бродский И. Пейзаж с наводнением. - Dana Point: Ardis, 1996. СПб.: Пушкинский фонд, 2000 (испр. и доп.).
Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского: В 4 т. / сост. Г. Комаров. - СПб.: Пушкинский фонд, 1992-1995.
Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского: В 7 т. / ред. Я. Гордин. - СПб.: Пушкинский фонд, 1997-2001.
Бродский И. Изгнание из рая: Избранные переводы / ред. Я. Клоц. - СПб: Азбука, 2010.
Бродский И. Стихотворения и поэмы: В 2 т. / сост. и прим. Л. Лосев. - СПб.: Пушкинский дом, 2011.
Бродский И. Слон и Маруська / илл. И. Ганзенко. - СПб: Азбука, 2011.

Издания н английском языке:

Joseph Brodsky. Selected poems. - New York: Harper & Row, 1973.
Joseph Brodsky. A Part of Speech. - New York: Farrar, Straus & Giroux, 1980.
Joseph Brodsky. Less Than One: Selected Essays. - New York: Farrar, Straus & Giroux, 1986.
Joseph Brodsky. To Urania. - New York: Farrar, Straus & Giroux, 1988.
Joseph Brodsky. Marbles: a Play in Three Acts / translated by Alan Myers with Joseph Brodsky. - New York: Farrar, Straus & Giroux, 1989.
Joseph Brodsky. Watermark. - New York: Farrar, Straus and Giroux; London: Hamish Hamilton, 1992.
Joseph Brodsky. On Grief and Reason: Essays. - New York: Farrar, Straus & Giroux, 1995.
Joseph Brodsky. So Forth: Poems. - New York: Farrar, Straus & Giroux, 1996.
Joseph Brodsky. Collected Poems in English, 1972-1999 / edited by Ann Kjellberg. - New York: Farrar, Straus & Giroux, 2000.
Joseph Brodsky. Nativity Poems / Bilingual Edition. - New York: Farrar, Straus & Giroux, 2001.

Экранизации произведений, театральные постановки

Фильм-экранизация поэмы Иосифа Бродского "Горбунов и Горчаков".

Мать поэта Мария Моисеевна была бухгалтером. Отец Александр Иванович - фотожурналист, причем довольно известный. Во время войны работал корреспондентом на флоте.

Мать Иосифа считала, что в школе, которая находится рядом с домом, учатся одни хулиганы, и отдала его в мужс-кую школу (тогда было раздельное обучение мальчиков и девочек) далеко от дома. Иосиф часто простужался и сидел дома. Его сосед Владимир Уфлянд, будущий поэт, вспоми-нал, что в десять лет Ося «осознал, что хочет стать поэтом, и дал себе клятву стать им». Иосиф окончил восьмилетнюю школу в 1955 г. и, в поисках себя, своего призвания, пошел работать на завод. «Я работаю с пятнадцати лет. Я имею про-фессии фрезеровщика, техника-геофизика, кочегара, матро-са, санитара, фотографа. Я работал в геологических партиях в Якутии, на Беломорском побережье, на Тянь-Шане, в Ка-захстане. Все это зафиксировано в моей трудовой книжке». В это же время изучил английский и польский языки.

Первые стихотворные опыты Бродского относятся к 1957 г. В начале 60-х годов он обратился к переводческой деятель-ности. Его внимание привлекли славянские и англоязыч-ные поэты. К концу 60-х годов его имя хорошо известно среди творческой молодежи Ленинграда и в неофициаль-ных литературных кругах.

В феврале 1964 г. Бродского арестовали. Против него было сфабриковано дело: он был обвинен в тунеядстве, что в те времена было уголовно наказуемым проступком. В резуль-тате он был сослан на пять лет в деревню Норенская Конош-ского района Архангельской области. На суде на вопрос. «Почему вы не работали?» 24-летний поэт ответил: «Я ра-ботал. Я писал стихи». - «Ответьте, почему вы не труди-лись?» - «Я трудился. Я писал стихи». - «А почему вы не учились этому в вузе?» - «Я думал это от бога». Извест-ная детская писательница Фрида Вигдорова тайком стеног-рафировала ход процесса, поскольку заседание было зак-рытым и пресса не была на него допущена.

В колхозе «Даниловский», куда был направлен ссыль-ный поэт, он сначала был рабочим, то есть выполнял самую разную неквалифицированную работу. Как вспоминала хо-зяйка, у которой он был постояльцем, «возил навоз, жерди для изгороди рубил...». Но по состоянию здоровья ему раз-решили переменить трудовую деятельность. И он стал разъездным фотографом. В это время (1965 г.) за рубежом без его ведома была выпущена его первая книга «Стихотво-рения и поэмы». К этому времени Бродский уже довольно известный поэт. За него вступились Анна Ахматова, С. Я. Маршак, Дмитрий Шостакович и многие другие личности, с мнением которых советское правительство не могло не считаться, тем более что дело Бродского получило мировую огласку. В 1965 г. решением Верховного суда срок высылки был сокращен. Под давлением международной культурной общественности Бродский был досрочно освобожден. Это произошло через полтора года.

Поэт вернулся в Ленинград. Однако само по себе это возвращение не означало окончание конфликта с власть пре-держащими. Поэт писал в стол, печатать его боялись. И, по замечательной русской традиции, опальный поэт занялся пе-реводами. За весь этот период вплоть до эмиграции кроме переводов Бродскому удалось напечатать лишь 4 стихотво-рения. Его творчество было известно в СССР только благо-даря самиздату. Жизнь поэта на родине с каждым днем ста-новилась все невыносимее. И 4 июня 1972 г. Бродский был вынужден покинуть Россию.

Бродский, как он выразился сам, «приземлился» в США, в Нью-Йорке. Профессор Бродский преподавал в Саутхедли историю русской и английской литературы. Стихи он писал по-русски. Примерно с 1973 г. начинает писать некото-рые статьи и эссе на английском языке. В 1987 г. Бродский получил Нобелевскую премию по литературе (он стал пятым российским лауреатом после Бунина, Пастернака, Шо-лохова и Солженицына). В июле 1989 г. Верховный суд РСФСР прекратил «дело» Бродского «за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения». В декабре 1987 г. «Новый мир» впервые после 15-летней эмиг-рации И. Бродского опубликовал на родине подборку сти-хотворений уже всемирно известного поэта. И хлынула уже лавина изданий. Наконец в 1992 - 1994 гг. Пушкинским фондом, которому поэт передал исключительное право на публикацию своих произведений, было подготовлено Собра-ние сочинений в 4 томах (составитель В. Ф. Комаров, изда-тельство «Третья волна»). За рубежом сборники поэта на русском языке выходили с 1965 г. (в основном в США).

Живя за рубежом, поэт много путешествует по миру, чи-тает лекции в разных городах. Его впечатления находят свое отражение в стихах, путевых заметках, эссе.

Ахматова называла стихи Бродского волшебными. Сам поэт о поэтическом творчестве так сказал в своей нобелевс-кой речи: «Пишущий стихотворение пишет его прежде все-го потому, что стихосложение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения, испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повто-рения этого опыта, он впадает в зависимость от этого про-цесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкого-ля. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».

Великий поэт и несравненный драматург советского и американского пространства. Невозможно представить поэтическую культуру СССР без Иосифа Александровича Бродского. Посетители одного из популярных сайтов выбрали три самые читаемые стихотворения еврея, русского поэта с американским гражданством (так он себя называл).
Стихи - это не просто предложения, наложенные на рифму, это не просто текст со смыслом. Стихи - это коридор между поэтом и читателем. Порой настолько узкий, что по нему даже мысль не может пройти целиком.

Я вас любил, 1974

Я вас любил. Любовь ещё (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги,
Всё разлетелось к чёрту, на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Чёрт! всё не по-людски!

Я Вас любил так сильно, безнадежно,
как дай Вам бог другими - - - но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит - по Пармениду - дважды
сей жар в груди, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться - "бюст" зачеркиваю - уст!

Не выходи из комнаты, 1970

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно всё, особенно - возглас счастья.
Только в уборную - и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счётчиком. А если войдёт живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернёшься вечером
таким же, каким ты был, тем более - изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; ещё одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Одиночество, 1959

Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, -

Ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и - кстати - самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.

Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклонятся данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.

Если ли у Вас любимое стихотворение Иосифа Бродского? Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook