Планета людей линия краткое содержание

Год издания книги: 1939

Книга Антуана Экзюпери «Планета людей» впервые увидела свет еще в 1939 году. На русском языке эта книга имеет еще одно название — «Земля людей». Произведение представляет собой сборник очерков писателя, основанных на событиях из его жизни, личных впечатлениях и размышлениях. Роман Экзюпери «Планета людей» читать стало настолько популярно, что книга была удостоена премии в США и во Франции, а один из главных героев книги стал в 1995 году прототипом главного героя фильма «Крылья отваги».

Книги «Планета людей» краткое содержание

В начале произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» главный герой рассказывает, как он начал работать пилотом. В те времена самолеты не могли выдержать сильную бурю. Поэтому каждый, кто работал на авиалиниях, должен был знать, что как в , очень важно знать, как правильно посадить самолет в непогоду. Главный герой очень переживал. Ему казалось, что он не справится с такой ответственностью. Вечером он направился к своему старому другу – опытному пилоту по имени Гийоме. Он уже долгое время работал в авиации и совершал даже перелеты над такими местностями, как Кордильеры или Южная Атлантика. Гийоме, выслушав переживания рассказчика, попросил его достать карту. Целый вечер друзья отмечали на ней все опасные места маршрута юного пилота. Гийоме рассказывал о таких подробностях, о которых мало кто мог знать. После этого разговора главному герою стало немного легче, и он понял, что может справиться со своим заданием.

Ночью рассказчик отправился на работу. Его полет должен был состояться через несколько часов, и ему было немного не по себе. Когда он прибыл, то услышал, что этой ночью разбился один из пилотов – его хороший знакомый. Главный герой начинает переживать. Однако он понимает, что на нем лежит большая ответственность – ему придется доставить людей и почту в Испанию. В этом он видит своеобразную романтику. Он предается размышлениям о том, как несчастны чиновники, вся жизнь которых крутиться вокруг денег и мелких забот. Они никогда не смогут почувствовать тот эмоциональный подъем, который ощущает пилот.

Далее книги «Планета людей» Экзюпери краткое содержание рассказывает о друзьях главного героя. Одним из них был пилот Мермоз. Он участвовал в основании авиалиний по маршруту Касабланка-Дакар. На его пути было множество перелетов, несколько из них были сложными и даже опасными для жизни. Однако ему удавалось покорить любую стихию и выйти победителем из любой ситуации. Именно Мермоз в свое время перелетал по южноамериканской линии и через Анды. Позже этот маршрут он отдал своему товарищу – пилоту Гийоме. Сам же Мермоз взялся за ночные перелеты. Проработав более двадцати лет, однажды пилот вышел в рейс через океан, но так с него и не вернулся.

Однако, существуют и такие случаи, когда те пилоты, кого уже считали умершими, возвращались. Так, например, произошло и с Гийоме. Несколько лет назад ему довелось совершить полет над Андами. Именно там и оборвалась связь между ним и диспетчером. Связисты начали переживать и дали приказ сформировать группу поиска. Несколько человек на протяжении пяти дней пытались отыскать Гийоме в горах, однако все было безрезультатно. В итоге было принято решение признать гибель пилота. Но через некоторое время всем на удивление Гийоме вернулся домой. Как главному герою рассказа ему удалось пройти через льды и снега и пережить такое, что сможет далеко не каждый человек. Рассказчик уверен, что именно упорство и огромное желание жить спасло пилоту жизнь там, где умер бы любой другой на его месте.

Дальше в книге «Планета людей» Экзюпери рассказывает о том, что чувствует пилот, поднимаясь в небо. Ведь вид, который открывается перед ним во время полета, недоступен другим людям. Все, что они видят – клочок земли, траву, воду вокруг. Однако стоит только подняться ввысь – и это все превратиться в прекрасный узор, сотворенный природой. Главный герой жалеет, что людям не удается жить в гармонии со всем живым на земле. Он вспоминает, как однажды ему пришлось приземлиться в Аргентине посреди незнакомого поля. Тогда ему навстречу вышли две молодые девушки, которые были похожи на лесных фей. Они разбирались в травах, дружили со всеми живыми созданиями, населявшими территорию. Тогда рассказчик понял, что именно такой способ жизни позволяет обрести гармонию человека с природой. Увы, он больше не встречал этих юных дев, поэтому не знает, что с ними произошло и где они теперь.

Часто пилотам доводилось перелетать через пустыню. Это была особая территория со своими законами. Те, кто попал в аварию там, становились заложниками песка. Особенно отличалась Сахара. Здесь было страшно еще и из-за повстанцев. Главному герою пришлось с первого дня своей работы испробовать на себе все тяготы пустыни. Его самолет попал в аварию неподалеку от крепости в Западной Африке. Тогда экипаж встретил одного сержанта, реакция которого поразила всех. Увидев пилотов, служащий, вероятно, подумал, что их послал сам Бог, и принялся плакать.

Если произведение Экзюпери «Планета людей» скачать, то узнаем, что главному герою также удалось наблюдать реакцию жителей пустыни, которые впервые посетили Францию. В местах, где они выросли, дождь был такой редкостью, что считался чудом. После ливня многие арабы выходили из своих домов и отправлялись искать траву. А в маленьком французском городишке дождь шел не переставая. Тогда некоторые арабы решили, что бог, которому поклоняются французы, гораздо добрее, чем их собственный. Были даже случаи, когда люди меняли свою веру.

Но были и такие арабы, которые не желали подчиняться чужакам. Они верили в свое могущество и хотели вернуть себе власть на своей земле. Главный герой рассказывает, что многих жителей пустыни привлекал один французский капитан, который периодически нападал на различные племена кочевников. Звали его Боннафус, и уже тогда арабы слагали о нем легенды. Все они мечтали, как рано или поздно убьют своего врага. Однако спустя некоторое время Боннафусу пришлось отбыть назад во Францию. Кочевники были огорчены такой новостью. Они хотели расплаты, а не капитуляции капитана. Для многих тогда пропал некий ориентир в жизни. Но, не смотря на отъезд Боннафуса, арабы верили в то, что настанет день и их враг снова нападет. Они изрядно готовились отбивать атаку и ждали ее со дня на день. Вера в то, что впереди их ждет великая битва, придавала кочевникам силу.

Случались с главным героем и встречи с рабами, коих в пустынях было очень много. Все арабы называли рабов именем Барк. Как-то раз рассказчик встретил одного невольника, который утверждал, что его зовут Мохаммед. Ему удалось помнить свою прежнюю жизнь, в которой он занимался погоном скота. Главный герой не смог пройти мимо несчастного человека и решил выкупить его из рабства. Когда Мохаммед получил свободу, он даже немного растерялся. Бывший раб совершенно не знал, что делать со своей новой жизнью. Его сознание перевернул маленький ребенок, который улыбнулся бывшему невольнику. Тогда он понял, что хочет приносить радость детям. На те деньги, что у него были, он купил игрушки и раздал всем малышам, которых встречал на улице. Люди удивлялись такому поведению, однако Мохаммед в тот момент был по-настоящему счастлив.

Далее в книге Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» краткое содержание рассказывает о том, что однажды главный герой потерпел крушение в пустыне. Тогда он и его товарищи мучились от голода и жажды на протяжении трех дней. Все они были уверены в том, что смерть уже наступает им на пятки. Но даже в тот момент рассказчик понимал, что он ни о чем не жалеет. Ему нравилась его жизнь, в том числе и благодаря опасностям, которые она таила. Он был счастлив оказаться именно здесь и сейчас, посреди пустыни в компании своих товарищей. Тогда они встретили бедуина, который напоил пилотов и помог им выбраться из плена песков.

Главный герой утверждает то, что главное в жизни любого человека – найти то, ради чего он был послан на землю. Это не обязательно должна быть какая-то великая миссия. Ведь даже маленький, но хороший поступок, способен изменить мир к лучшему. Главное – вовремя найти свое призвание и следовать ему. Рассказчик вспоминает встречи с людьми, которые повлияли на его мировоззрение.

Одной из таких стала встреча с молодым человеком, который буквально несколько лет назад работал обыкновенным счетоводом. Но время диктует свои правила, и когда началась война, мужчина отправился на фронт. Там он стал сержантом и искренне верил в то, что служить Родине и есть главная задача его жизни. И это приносило ему счастье даже в самые тяжелые времена. Еще одним важным событием в жизни главного героя стала встреча с поляками, которых депортировали из Франции. Все они работали там нелегально, а потому вынуждены были отправиться домой в нищету. Их лица были серыми и угрюмыми от той судьбы, которую они пережили. И только маленький ребенок, который мирно спал в поезде, напоминал главному герою Моцарта – настолько свежим и спокойным было его лицо. Тогда ему стало печально от того, что в каждом из этих людей живет нераспознанный талант и гений, который был убит жестокой реальностью.

Книга «Планета людей» на сайте Топ книг

Роман Экзюпери «Планета людей» читать настолько популярно, что он попал в наш . Этот интерес в последнее время заметно вырос, как и в общем интерес к книгам Экзюпери. Поэтому можно уверенно заявить, что мы еще не раз увидим ее среди рейтингах нашего сайта.

Книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .


Книгу, написанную от первого лица, писатель посвятил своему коллеге-летчику по имени Анри Гийом.

Он показывает раскрытие человека, который борется с препятствиями. Пилот как крестьянин, который работая на земле, узнает от нее различные тайны. Работа летчика не менее плодотворна. Много впечатлений принес первый полет над Аргентиной. Мерцающие внизу огоньки напоминали о чуде человеческого сознания, о том, что человек может мечтать, надеяться, любить. В 1926 году началась работа Экзюпери на направлении Тулуза - Дакар.

Из отрывков рассказов опытных летчиков можно было понять, что в полете они имеют возможность попадать в волшебный и чарующий мир. И вот однажды пришла очередь и самого Экзюпери. По дороге в аэродром он почувствовал зарождение внутри себя властелина – человека, который несет огромную ответственность. Люди которые сидели рядом были чиновниками и темой их разговоров были только болезни, деньги, мелкие домашние заботы. В душах этих людей, добровольно находившихся в тюрьмах мещанского благополучия, уже невозможным было пробуждение музыкантов, поэтов или астрономов.

Совсем по-другому обстояло дело для пилота. Его ожидало сражение с грозой, горами и океаном. Несмотря на это ни один пилот никогда не жалел о сделанном выборе.

Среди своих товарищей особое внимание Экзюпери уделяет Мермозу. Он разработал маршруты для остальных летчиков, освоил Анды. После этого он передал свой участок Гийоме, а сам приступил к приручению ночи. Его не раз поглощали песок, горы и море, но он всякий раз побуждал их и выбирался из их власти. Однажды, проработав двенадцать лет, летя в очередной раз по Южной Атлантике, он передал короткое сообщение о выключении правого заднего мотора. Все радиостанции от Парижа до Буэнос-Айреса замерли в ожидании вестей от Мермоза, но так ничего и не услышали. Он завершил свою жизнь на дне океана. Огромное счастье чувствуют пилоты, когда происходит воскрешение мысленно похороненных. Такая ситуация случилась с Гийоме, исчезнувшим при выполнении полета над Андами. Безуспешные поиски продолжались в течении пяти дней, никто уже не сомневался в том, что он погиб либо во время аварии, либо замерз от холода. Но тут свершилось чудо. Гийоме спасся, преодолев снега и льды. По его словам, ему пришлось пережить то, что не смогло бы пережить ни одно животное. Именно эти благородные слова показывают величие человека и определяют его истинное место в природе. Пилот мыслящий масштабно, в пределах Вселенной, по-новому перечитывает историю. Цивилизация является всего-навсего хрупкой позолота. Человечество забыло, что под их ногами нет глубокого слоя земли. Мелкий пруд, который находиться среди домов и деревьев, зависит от воздействия на него приливов и отливов. Невероятные превращения свершаются под тонким слоем травы. Все это лишь изредка можно увидеть с помощью самолета. Еще одним удивительным свойством самолета есть то, что с его помощью пилота может перенестись в сердцевину чудесного. Это и произошло с Экзюпери в Аргентине. Приземлившись на поле, он и подумать, не мог, что попал в сказочный дом, где на него ожидает встреча с двумя юными феями, которые дружат с дикими травами и змеями. Принцессы-дикарки ладят со Вселенной.

Пустыня делает невозможными такие встречи. Здесь пилоты попадают в песчаную тюрьму. Экзюпери узнал все трудности пустыни уже с первого раза. Здесь его самолет попал в аварию недалеко от форта в Западной Африке. Дождь, который выпадает в Африке, служит причиной великого переселения, когда племена отправляются за триста лье на поиски травы. Арабы, побывавшие в Африке и увидевшие дождь, заявили, что французский бог гораздо щедрее к французам, чем бог арабов к арабам. Именно это и стало причиной того, что некоторые варвары перестали доверять своим вождям. Однажды Экзюпери встретился с одним из таких кочевников, человеком, который защищал свой потаенный мир. Арабы не раз восхищались французским капитаном Боннафусом. После его возвращения во Францию, пустыня также что-то потеряла. Но арабы не переставали верить в то, что он придет снова.

Всех рабов арабы называли именем Барк, но один из них не забыл своего настоящего имени Мохаммед и того, что он был погонщиком скота в Марракеше. Экзюпери смог выкупить его. Сначала Барк представления не имел о том, что же ему теперь делать на свободе. Увидев улыбку ребенка, он понял свое значение на земле, и потратил почти все свои деньги на подарки для детей. Нет, он не сошел сумма, он просто хотел почувствовать себя обычным человеком. Непокорные племена исчезли. Пески больше не прятали в себе тайн. В 1935 г. Экзюпери смог попасть в самое сердце пустыни, когда его самолет упал у границ Ливии. Он был вынужден провести три долгих дня среди песков. Он чуть не стал жертвой Сахары. Жажда, одиночества, миражи – так выглядели эти дни. Несмотря на это полумертвый пилот утверждал, что у него нет никаких сожалений - доля у него прекрасная, ведь он смог возвратиться к земле. Он никогда не переставал любить жизнь. Бедуин принес спасение летчикам.

Понять истину не так легко, даже когда находишься с ней очень близко. Особый случай может разбудить человека от душевной спячки.

Будучи на мадридском фронте, Экзюпери встречает сержанта, который до этого работал счетоводом в Барселоне. В армию он пошел, когда почувствовал свое призвание в этом. Не нужно осуждать тех, кто принимает участие в войне, ведь именно истина человека делает его таким. В пустынном мире человек не теряет желания найти людей, с которыми бы его связывала общая цель.

Книга написана от первого лица. Экзюпери посвятил её одному из своих коллег-летчиков - Анри Гийоме.

Человек раскрывается в борьбе с препятствиями. Пилот подобен крестьянину, который возделывает землю и тем самым исторгает у природы некоторые из её тайн. Столь же плодотворна работа летчика. Первый полет над Аргентиной был незабываемым: внизу мерцали огоньки, и каждый из них говорил о чуде человеческого сознания - о мечтах, надеждах, любви.

Экзюпери стал работать на линии Тулуза - Дакар в 1926 г. Опытные летчики держались несколько отчужденно, но в их отрывистых рассказах возникал сказочный мир горных хребтов с западнями, провалами и вихрями. «Старички» искусно поддерживали преклонение, которое лишь возрастало, когда один из них не возвращался из полета. И вот наступил черед Экзюпери: ночью он отправился на аэродром в стареньком автобусе и, подобно многим своим товарищам, ощутил, как в нем рождается властелин - человек, от ветственный за испанскую и африканскую почту. Сидевшие рядом чиновники говорили о болезнях, деньгах, мелких домашних заботах - эти люди добровольно заключили себя в тюрьму мещанского благополучия, и никогда уже не проснется в их заскорузлых душах музыкант, поэт или астроном. Иное дело пилот, которому предстоит вступить в спор с грозой, горами и океаном - никто не пожалел о своем выборе, хотя для многих этот автобус стал последним земным приютом.

Из товарищей своих Экзюпери выделяет прежде всего Мермоза - одного из основателей французской авиалинии Касабланка - Дакар и первооткрывателя южноамериканской линии. Мермоз «вел разведку» для других и, освоив Анды, передал этот участок Гийоме, а сам взялся за приручение ночи. Он покорил пески, горы и море, которые, в свою очередь, не раз поглощали его - однако он всегда выбирался из плена. И вот после двенадцати лет работы, во время очередного рейса через Южную Атлантику, он коротко сообщил о том, что выключает правый задний мотор. Все радиостанции от Парижа до Буэнос-Айреса встали на тоскливую вахту, но больше вестей от Мермоза не было. Почив на дне океана, он завершил дело своей жизни.

Погибших никто не заменит. И величайшее счастье испытывают пилоты, когда вдруг воскресает тот, кого уже мысленно похоронили. Так произошло с Гийоме, который исчез во время рейса над Андами. Пять дней товарищи безуспешно искали его, и уже не оставалось сомнений, что он погиб - либо при падении, либо от холода. Но Гийоме сотворил чудо собственного спасения, пройдя через снега и льды. Он сказал потом, что вынес то, чего не вынесло бы ни одно животное - нет ничего благороднее этих слов, показывающих меру величия человека, определяющих истинное место его в природе.

Пилот мыслит масштабами Вселенной и по-новому перечитывает историю. Цивилизация - всего лишь хрупкая позолота. Люди забывают, что под их ногами не существует глубокого слоя земли. Ничтожный пруд, окруженный домами и деревьями, подвержен действию приливов и отливов. Под тонким слоем травы и цветов происходят удивительные превращения -только благодаря самолету их иногда удается разглядеть.

Антуан де Сент-Экзюпери


Планета людей

Анри Гийоме, товарищ мой, тебе посвящаю эту книгу


Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется. Человек познает себя в борьбе с препятствиями. Но для этой борьбы ему нужны орудия. Нужен рубанок или плуг. Крестьянин, возделывая свое поле, мало-помалу вырывает у природы разгадку иных ее тайн и добывает всеобщую истину. Так и самолет - орудие, которое прокладывает воздушные пути, - приобщает человека к вечным вопросам.

Никогда не забуду мой первый ночной полет - это было над Аргентиной, ночь настала темная, лишь мерцали, точно звезды, рассеянные по равнине редкие огоньки.

В этом море тьмы каждый огонек возвещал о чуде человеческого духа. При свете вон той лампы кто-то читает, или погружен в раздумье, или поверяет другу самое сокровенное. А здесь, быть может, кто-то пытается охватить просторы Вселенной или бьется над вычислениями, измеряя туманность Андромеды. А там любят. Разбросаны в полях одинокие огоньки, и каждому нужна пища. Даже самым скромным - тем, что светят поэту, учителю, плотнику. Горят живые звезды, а сколько еще там закрытых окон, сколько погасших звезд, сколько уснувших людей…

Подать бы друг другу весть. Позвать бы вас, огоньки, разбросанные в полях, - быть может, иные и отзовутся.

Это было в 1926 году. Я поступил тогда пилотом на авиалинию компании «Латекоэр», которая, еще прежде, чем «Аэропосталь» и «Эр-Франс», установила сообщение между Тулузой и Дакаром. Здесь я учился нашему ремеслу. Как и другие мои товарищи, я проходил стажировку, без которой новичку не доверят почту. Пробные вылеты, перегоны Тулуза - Перпиньян, нудные уроки метеорологии в ангаре, где зуб на зуб не попадал. Мы страшились еще неведомых нам гор Испании и с почтением смотрели на «стариков».

«Стариков» мы встречали в ресторане - они были хмурые, даже, пожалуй, замкнутые, снисходительно оделяли нас советами. Бывало, кто-нибудь из них, возвратясь из Касабланки или Аликанте, приходил позже всех, в кожанке, еще мокрой от дождя, и кто-нибудь из нас робко спрашивал, как прошел рейс, - и за краткими, скупыми ответами нам виделся необычайный мир, где повсюду подстерегают ловушки и западни, где перед тобою внезапно вырастает отвесная скала или налетает вихрь, способный вырвать с корнями могучие кедры. Черные драконы преграждают вход в долины, горные хребты увенчаны снопами молний. «Старики» умело поддерживали в нас почтительный трепет. А потом кто-нибудь из них не возвращался, и живым оставалось вечно чтить его память.

Помню, как вернулся из одного такого рейса Бюри, старый пилот, разбившийся позднее в Корбьерах. Он подсел к нашему столу и медленно ел, не говоря ни слова; на плечи его все еще давила тяжесть непомерного напряжения. Это было под вечер, в один из тех мерзких дней, когда на всей трассе, из конца в конец, небо словно гнилое и пилоту кажется, что горные вершины перекатываются в грязи, - так на старинных парусниках срывались с цепей пушки и бороздили палубу, грозя гибелью. Я долго смотрел на Бюри и наконец, сглотнув, осмелился спросить, тяжел ли был рейс. Бюри хмуро склонялся над тарелкой, он не слышал. В самолете с открытой кабиной пилот в непогоду высовывается из-за ветрового стекла, чтобы лучше видеть, и воздушный поток еще долго хлещет по лицу и свистит в ушах. Наконец Бюри словно бы очнулся и услышал меня, поднял голову - и рассмеялся. Это было чудесно - Бюри смеялся не часто, этот внезапный смех словно озарил его усталость. Он не стал толковать о своей победе и снова молча принялся за еду. Но во хмелю ресторана, среди мелких чиновников, которые утешались здесь после своих жалких будничных хлопот, в облике товарища, чьи плечи придавила усталость, мне вдруг открылось необыкновенное благородство: из грубой оболочки на миг просквозил ангел, победивший дракона.

Наконец однажды вечером вызвали и меня в кабинет начальника. Он сказал коротко:

Завтра вы летите.

Я стоял и ждал, что сейчас он меня отпустит. Но он, помолчав, прибавил:

Инструкции хорошо знаете?

В те времена моторы были ненадежны, не то что нынешние. Нередко ни с того ни с сего они нас подводили: внезапно оглушал грохот и звон, будто разбивалась вдребезги посуда, - и приходилось идти на посадку, а навстречу щерились колючие скалы Испании. «В этих местах, если мотору пришел конец, пиши пропало - конец и самолету!» - говорили мы. Но самолет можно и заменить. Самое главное - не врезаться в скалу. Поэтому нам, под страхом самого сурового взыскания, запрещалось идти над облаками, если внизу были горы. В случае аварии пилот, снижаясь, мог разбиться о какую-нибудь вершину, скрытую под белой ватой облаков.

Вот почему в тот вечер на прощанье медлительный голос еще раз настойчиво внушал мне:

Конечно, это недурно - идти над Испанией по компасу, над морем облаков, это даже красиво, но…

И еще медлительнее, с расстановкой:

- …но помните, под морем облаков - вечность…

И вот мирная, безмятежная гладь, которая открывается взору, когда выходишь из облаков, сразу предстала передо мной в новом свете. Это кроткое спокойствие - западня. Мне уже чудилась огромная белая западня, подстерегающая далеко внизу. Казалось бы, под нею кипит людская суета, шум, неугомонная жизнь городов, - но нет, там тишина еще более полная, чем наверху, покой нерушимый и вечный. Белое вязкое месиво становилось для меня границей, отделяющей бытие от небытия, известное от непостижимого. Теперь я догадывался, что смысл видимого мира постигаешь только через культуру, через знание и свое ремесло. Море облаков знакомо и жителям гор. Но они не видят в нем таинственной завесы.

Я вышел от начальника гордый, как мальчишка. С рассветом настанет мой черед, мне доверят пассажиров и африканскую почту. А вдруг я этого не стою? Готов ли я принять на себя такую ответственность? В Испании слишком мало посадочных площадок, - случись хоть небольшая поломка, найду ли я прибежище, сумею ли приземлиться? Я склонялся над картой, как над бесплодной пустыней, и не находил ответа. И вот в преддверии решительной битвы, одолеваемый гордостью и робостью, я пошел к Гийоме. Мой друг Гийоме уже знал эти трассы. Он изучил все хитрости и уловки. Он знает, как покорить Испанию. Пусть он посвятит и меня в свои секреты. Гийоме встретил меня улыбкой.

Я уже слышал новость. Ты доволен?

Он достал из стенного шкафа бутылку портвейна, стаканы и, не переставая улыбаться, подошел ко мне.

Такое событие надо спрыснуть. Увидишь, все будет хорошо!

Повесть «Планета людей» де Сент-Экзюпери была написана в 1939 году. Книга представляет собой сборник репортажей, в которой каждая глава является цельным завершенным повествованием. Автобиографическую повесть, написанную от первого лица, автор посвятил своему коллеге – летчику Анри Гийому.

Главные герои

Антуан де Сент Экзюпери – автор повести, пилот, журналист.

Другие персонажи

Анри Гийоме, Жан Мермоз – лучшие друзья рассказчика, отважные пилоты.

Прево – механик, потерпевший вместе с Экзюпери крушение самолета.

Глава 1. Линия

В 1926 году молодой Экзюпери устроился « пилотом на авиалинию компании «Латекоэр»» , которая установила сообщение между Тулузой и Дакаром. Как и многие новички, он проходил стажировку, без которой ни одному начинающему пилоту не доверили бы почту.

Опытные пилоты были хмурые и замкнутые. С изрядной долей снисхождения они рассказывали новичкам удивительные истории из своей летной практики.

Наконец, наступил черед Экзюпери отправиться в самостоятельный полет. Ему доверили « пассажиров и африканскую почту », но в последнюю ночь перед вылетом молодого летчика стали терзать сомнения – сможет ли он провести самолет по опасным воздушным трассам. Неуверенность Экзюпери в собственных силах быстро развеялась после общения с другом Гийоме, который еще раз проштудировал с ним предстоящий маршрут.

Экзюпери прислушался к разговору своих пассажиров – они « говорили о болезнях, о деньгах, поверяли друг другу скучные домашние заботы ». Молодой человек никак не мог понять, почему люди добровольно заточили себя в эту унылую тюрьму.

В тот раз Экзюпери довелось выдержать серьезное испытание сильным туманом. Горючее стремительно убывало, и так же быстро таяла надежда на спасение, но в последний момент пилоту удалось благополучно приземлить самолет.

Глава 2. Товарищи

1

Среди товарищей Экзюпери особенно выделялся пилот Жан Мермоз – один из основателей авиалинии Касабланка -Дакар. Ему довелось пережить немало острых моментов благодаря своей профессии: плен у мавров, вынужденное приземление на отвесной скале, опасные перелеты над пустыней. В течение двенадцати лет он упорно работал, покоряя новые воздушные трассы, пока не нашел свое последнее пристанище на дне океана.

2

Тщательно разведав дорогу над Андами, Мермоз « передоверил этот участок трассы своему товарищу Гийоме ». Однажды во время одного из рейсов Гийоме исчез, и семь дней от него не было никаких известий – скорее всего, он погиб при падении или от сильного холода. В его башмаках « уже не умещались обмороженные распухшие ноги », но он настойчиво шел по заснеженной пустыне, потому что знал – его ждут.

Глава 3. Самолет

« Самолет - не цель, он всего лишь орудие », с помощью которого человек получил возможность в полной мере насладиться красотой планеты. Доведенные до совершенства механизмы позволяют мыслить о высоком, а не думать о том, « что там в моторе вращается ».

Глава 4. Самолет и планета

1-4

Изобретение самолета дало человечеству шанс увидеть « истинное лицо Земли» , избавиться от вековых заблуждений и смело взглянуть правде в глаза.

Наша Земля – это планета-странница, и благодаря самолету можно узнать что-то новое о ее прошлом. Застывшие в камне вулканические извержения, пески с тысячелетней историей, но « среди извечных напластований мертвой материи человеческое раздумье » – самое главное чудо.

Глава 5. Оазис

Еще одно чудесное свойство самолета состоит в том, что « он мгновенно переносит вас в самое сердце неведомого ». Однажды Экзюпери сделал вынужденную стоянку в Аргентине, посреди поля. Его приютила супружеская пара, растившая двоих дочерей. Девушки росли дикарками и больше напоминали фей, которые жили в полной гармонии с окружающей природой. Их сердца – настоящий «дикий сад», хотя людям больше по душе « подстриженные газоны ». Что теперь с ними случилось, как они живут?

Глава 6. В пустыне

1-4

В пустыне подобных « оазисов не встретишь: сады, молодые девушки - это просто сказка!» . За три года полетов над Сахарой Экзюпери изведал вкус одиночества. Ему казалось, что среди камней и песка гаснет не только его молодость, но и « там, вдалеке, стареет весь мир ».

Сахара стала еще более враждебной с появлением повстанцев. Когда однажды Экзюпери, Гийоме и Ригель потерпели аварию неподалеку от военного поста в Мавритании, старый сержант заплакал при встрече с ними. Пилоты оказались дорогими гостями, с которыми старый вояка смог заговорить на родном языке впервые за полгода.

В Сахаре пилоты « сталкивались с непокорными племенами », представителей которых они пытались хоть немного приручить. Иногда летчики « брали в воздух какого-нибудь влиятельного вождя и показывали ему мир с борта самолета ».

5-7

Экзюпери знал много чернокожих невольников, которые прислуживали своим хозяевам-маврам. Один из них произвел особенно сильное впечатление на Экзюпери, и при помощи своих друзей из Франции ему удалось выкупить его и подарить свободу.

Глава 7. В сердце пустыни

1-3

Однажды Экзюпери удалось заглянуть в самое сердце пустыни. В 1935 году он летел в Индокитай, но увяз « в песках, как в смоле, и ждал смерти ». Вместе со своим помощником – механиком Прево – Экзюпери летел над безмолвной ночной пустыней, когда неожиданно самолет потерпел крушение.

Только чудом товарищам удалось выжить, но они не имели ни малейшего представления, где находятся, и воды у них оставалось меньше литра. Их могут найти « в лучшем случае через неделю, и это уже поздно ».

4-7

С наступлением утра Экзюпери и Прево решили « двинуться прямо на восток, наперекор всякой логике ». Они прошли уже пять часов, но пейзаж вокруг не изменился. Было решено вернуться к самолету. К тому времени вода у них уже закончилась.

На рассвете товарищи « тряпкой собрали с уцелевшего крыла немного росы пополам с краской и маслом » и выпили. Накануне они расставили силки у нор, но они оказались пусты. Экзюпери решил отправиться на разведку один. Измученное жаждой сознание один за другим показывало ему миражи. Ночью, когда Прево разжег костер, Экзюпери вернулся к разбитому самолету.

Товарищи вновь отправились в путь, и вскоре их ожидало спасение в лице бедуина.

Глава 8. Люди

1-2

Экзюпери казалось, что в пустыне он стоял на краю гибели. Но именно тогда, « оставив всякую надежду », он обрел душевный покой и внутреннюю свободу.

Экзюпери вспомнил, как однажды побывал в качестве журналиста на фронте под Мадридом. Он встретил сержанта, который в мирной жизни был скромным счетоводом. Он добровольцем ушел на войну, и в сражениях, стоя плечом к плечу с товарищами, чувствовал себя человеком, нашедшим цель своей жизни.

3-4

Припомнил Экзюпери и свое железнодорожное путешествие, когда в вагонах третьего класса он увидел « сотни рабочих-поляков », возвращавшихся на родину. « Целый народ, погруженный в тяжелый сон, возвращался к горькой нищете », потеряв свой человеческий облик. И посреди этой бесформенной массы, больше напоминавшей комья глины, Экзюпери увидел спящего малыша. Он был « совсем как маленький принц из сказки ». Этот маленький Моцарт мог оправдать большие надежды, но он, как и сотни других детей, был обречен пройти через безжалостный штамповочный пресс и превратиться в рядового взрослого, наслаждающегося « гнусной музыкой низкопробных кабаков »…

Заключение

Своим произведением Антуан де Сент Экзюпери стремился донести простую мысль – жизнь, несмотря на все трудности и лишения, удивительно прекрасна, и стоит ценить каждую минуту, проведенную на этой планете.

После ознакомления с пересказом «Планета людей» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 129.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook