Личностные особенности памяти. Количественные индивидуальные особенности памяти. Индивидуальные особенности памяти

Многообразие видов и процессов памяти человека таковы, что практически невозможно найти даже двух людей с совершенно одинаковой памятью. У каждого человека память по-своему оригинальна, несмотря на то что существуют общие законы, виды и процессы памяти, одинаковые для всех или большинства людей. Память людей может различаться по многим качественным и количественным характеристикам. Качественные признаки индивидуальных различий, связанных с памятью, могут быть следующими:

  • 1) преобладание у человека того или иного вида памяти;
  • 2) доминирование определенного процесса памяти (его более высокая продуктивность, чем продуктивность других процессов памяти);
  • 3) набор характерных для данного человека мнемотехнических средств, к использованию которых он чаще всего обращается;
  • 4) своеобразие употребления человеком разных мнемотехнических средств;
  • 5) зависимость памяти от индивидуальных особенностей данного человека.

По первому признаку люди отличаются друг от друга тем, какие виды памяти являются у них более или менее продуктивными, быстрыми и точными. Индивидуальные различия по второму из указанных признаков могут проявляться в продуктивности, скорости или точности соответствующих процессов памяти. У каждого человека имеется, кроме того, свой индивидуально своеобразный, зачастую уникальный набор мнемотехнических средств, которыми он предпочитает пользоваться для поддержания на должном уровне и совершенствования своей памяти. Что касается пятого, последнего, преимущественно качественного признака, то по нему индивидуальные особенности памяти могут проявляться в том, что у разных людей их память может оказаться по-разному связанной с другими психическими процессами и свойствами личности. Так, у одних людей - тех, чья психика в целом находится на сравнительно низком уровне развития, память может функционировать относительно независимо от остальных познавательных процессов. У других людей, чей общий уровень психического развития является достаточно высоким, память может быть тесным образом связанной с другими психическими процессами, например с мышлением и речью. У одних людей их эмоциональные состояния могут мало влиять на память, а у других такое влияние может оказаться достаточно заметным. Особенности воли, темперамента, характера, способностей разных людей также могут по-разному проявляться в индивидуальном своеобразии их памяти.

К количественным признакам, характеризующим индивидуальные различия людей по памяти, можно отнести скорость мнемических процессов, прочность запоминания или длительность сохранения запомненного материала, а также точность его припоминания и объем памяти. Одни люди быстрее, чем другие, запоминают или припоминают материал. Это может зависеть от значимости для них соответствующего материала, а также от их темперамента или характера. На скорость запоминания могут повлиять способности людей: более способные индивиды смогут быстрее отыскать эффективные приемы запоминания сложного материала, чем менее способные индивиды. По прочности или длительности сохранения запомненного материала люди делятся на тех, кто хранит однажды запомненное в течение длительного срока, и на тех, кто сравнительно быстро его забывает. Забывание в свою очередь может происходить по разным причинам, и эти причины у разных людей также могут существенно отличаться.

Имеются большие индивидуальные различия по точности припоминания или воспроизведения человеком запомненного материала. Одни люди предпочитают воспроизводить его буквально, с максимальной степенью близости к оригиналу; другие склонны фантазировать и привносить в припоминаемый ими материал многое от себя - такое, чего в нем изначально не было.

Что касается индивидуальных различий по объему памяти, то они могут проявляться в следующем. Во-первых, у разных людей может отличаться объем кратковременной памяти, который, как известно, варьируется в широких пределах, от 5 до 9 единиц. Во-вторых, могут наблюдаться индивидуальные различия по объему оперативной памяти, т.е. по количеству информации, которое люди могут удерживать в своей памяти, решая какую-либо конкретную задачу. В-третьих, условно можно говорить и об индивидуальных различиях в объеме долговременной памяти, если иметь в виду общее количество разнообразных сведений, которые разные люди хранят в своей долговременной памяти . К примеру, эрудиты, участвующие в телевизионных шоу или конкурсах типа «Что? Где? Когда?», «Как стать миллионером?» или в других, связанных с соревнованиями в знаниях, безусловно, хранят в своей памяти гораздо больше разнообразной информации, чем многие другие люди. В связи с этим можно утверждать, что объем их долговременной памяти по фактическому содержанию хранящейся в ней информации является более значительным, чем объем аналогичной памяти у других людей.

Индивидуальные различия по памяти, о которых выше шла речь, могут иметь типичный, характерный для многих людей, широко распространенный и уникальный, индивидуально своеобразный, редко встречающийся среди людей характер. К примеру, можно выделить ряд признаков, по которым между людьми существуют типичные индивидуальные различия, относящиеся вместе с тем ко многим людям. Соответствующие признаки являются следующими.

  • 1. Преобладание у человека того или иного вида памяти. Поскольку, как мы уже знаем, различных видов памяти у людей достаточно много, то можно ожидать, что по каждому виду, особенно если существует противоположный ему вид памяти, можно выявить индивидуальные различия. К примеру, у многих людей преобладает зрительная память, однако встречается немало таких, у кого доминирует слуховая или двигательная память.
  • 2. Особенности функционирования различных процессов памяти: запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания или забывания. В данном случае можно обнаружить немало признаков, относящихся к каждому из названных выше процессов памяти, и по всем этим признакам могут существовать заметные индивидуальные различия между людьми. Например, одни люди хорошо запоминают материал, другие дольше сохраняют его в памяти, третьи точнее и легче воспроизводят.
  • 3. Использование мнемотехнических средств. Их в настоящее время создано огромное количество. Кроме того, каждый человек подбирает и употребляет известные мнемотехнические средства по-своему. Многие люди тем не менее пользуются типичными мнемотехниче- скими приемами, и в связи с этим их можно разделить на группы. Например, есть группа людей, предпочитающих визуальные мнемотехнические средства; группа людей, отдающих предпочтение слуховой мнемонике; люди, которым легче запоминать и припоминать информацию с помощью разнообразных движений, и т.д.
  • 4. Недостатки или отклонения (нарушения) в работе памяти. В отличие от названных выше признаков эти недостатки представляются более типичными. Например, всех людей, у которых обнаруживаются связанные с заболеваниями недостатки в работе памяти, можно разделить на группы людей, страдающих разными видами амнезий: ретроградной, антероградной или ретардантной.

Обсудим подробнее возможные проявления индивидуальных различий памяти людей по всем указанным выше признакам.

В соответствии с тем, какие сенсорные области преобладают в процессах памяти человека, выделяют следующие индивидуально своеобразные типы памяти людей (по ним соответственно существуют индивидуальные различия): зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную, эмоциональную, рациональную. Один человек, для того чтобы наилучшим образом запомнить материал, должен прежде всего его воспринять зрительно, увидеть или прочесть, так как при запоминании и воспроизведении материала ему легче опираться на зрительные образы. У другого человека преобладает слуховое восприятие и соответственно акустические образы доминируют в процессах запоминания, воспроизведения или узнавания материала. Такому человеку лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть то, что ему предстоит запомнить, сохранить и затем воспроизвести. Третий человек хорошо запоминает и воспроизводит разнообразные движения, предпочитая сопровождать именно ими запоминаемый или припоминаемый материал. Такому человеку лучше записать запоминаемый материал, совершая при этом движения руками, или проговорить его про себя, включая в работу движения голосового аппарата, сопроводить запоминание какими-либо иными ассоциированными с запоминаемым материалом движениями, чем пытаться запомнить его другими способами.

Следует, однако, признать, что «чистых» видов зрительной, слуховой, двигательной или другой памяти с точки зрения использования в них только одного органа чувств в природе не существует. Практически во всех случаях запоминания, сохранения или припоминания материала мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой, двигательной и других видов памяти, при которых одни из них преобладают над другими. Такими типичными сочетаниями видов памяти являются зрительно-слуховая, зрительно-двигательная или двигательно-слуховая память. Кроме того, у некоторых людей все три вида памяти работают примерно одинаково и взаимно дополняют друг друга таким образом, что любые сочетания разных видов памяти в целом ее улучшают. Однако у большинства людей, как было установлено в специальных исследованиях, преобладающей является все же зрительная память. Поэтому допустимо говорить о таких типичных для людей сочетаниях видов памяти, в состав которых входит зрительная память.

Встречаются люди и с особенно развитой зрительной памятью, которая получила название эйдетической памяти (от греческого слова «эйдос» - образ). Один из таких случаев представил и описал А.Р. Лу- рия в книге «Маленькая книжка о большой памяти». Он подробно изучил и представил здесь память человека по фамилии Ш., который мог быстро, прочно, точно и надолго запоминать сложную и большую по объему зрительную информацию. Объем зрительной памяти, механизм быстрого перевода материала из нее в долговременную память и предельный срок хранения в долговременной памяти однажды воспринятой образной информации у Ш. так и не удалось установить. «Ему, - писал А.Р. Лурия, - было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2-3 секунды». Это время, вероятно, и было тем минимальным временем, которое данному человеку требовалось для осуществления перевода информации из иконической через кратковременную в долговременную память и последующего отдыха, необходимого для полного и точного воспроизведения соответствующей информации. У обычных людей это время является намного большим, чем у Ш.

В дальнейшем было обнаружено, что механизм работы памяти Ш. основан на эйдетическом зрении, которое у него оказалось особенно развитым. Всего лишь после однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной обработки (в основном - образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в отсутствие самого материала в поле зрения. Он был способен восстанавливать в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени после первого его восприятия, иногда даже через несколько лет. Некоторые опыты с Ш. были повторены через 15-16 лет после того, как он впервые увидел запоминаемый материал и больше к нему в течение данного времени не возвращался. Тем не менее он оказался в состоянии вспомнить и такой материал.

Кроме того, память Ш. отличалась ярко выраженными синестезиями. Их значение для запоминания объективно состояло в том, что синестизические компоненты создавали как бы фон для каждого запоминания, неся в себе дополнительную избыточную информацию и обеспечивая точность запоминания. Если почему-либо Ш. неточно воспроизводил какое-либо слово, то синестезические ощущения, не совпадавшие с исходным словом, давали ему почувствовать, что в его воспроизведении что-то не так, и заставляли его исправлять допущенную ошибку.

Каждое слово вызывало у Ш. наглядный образ, и отличия Ш. от обычных людей заключались в том, что соответствующие образы были у него несравненно более яркими и стойкими, чем у большинства других людей, и к ним неизменно присоединялись те синестезические компоненты (ощущения цветовых пятен, «брызг», «линий» и т.п.), которые отражали звуковую структуру слова и голос произносившего. Когда Ш. прочитывал длинный ряд слов, каждое из этих слов вызывало у него наглядный образ. Однако слов было много, и Ш. приходилось «расставлять» соответствующие образы в длинный ряд. Чаще всего он «расставлял» возникающие у него образы вдоль воображаемой дороги, представляя себя идущим по ней. Иногда это была улица его родного города, двор его дома, ярко запечатлевшийся в его памяти с детских лет. Иногда это была одна из московских улиц, где он прожил большую часть своей жизни.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которыми он чаще всего пользуется и которые связаны с его профессиональной деятельностью. Она, несомненно, оказывает большое влияние на память человека. Например, у ученых отмечается хорошо развитая логическая и смысловая память, но нередко встречается сравнительно слабо развитая образная и механическая память. У актеров и художников, наоборот, обычно хорошо развита образная память и менее развита логическая. У математиков часто наблюдается прекрасно развитая память на числа, у инженеров - память на формы технических деталей, устройство машин и механизмов и т.д.

Индивидуальные различия, касающиеся процессов памяти, могут проявляться в следующем. Одни люди лучше запоминают материал, другие дольше сохраняют его в памяти, третьи легче и точнее его воспроизводят. Индивидуальные различия также могут относиться к узнаванию или забыванию. В узнавании эти различия могут проявляться в том, что одни люди быстрее и легче, чем другие, узнают то, с чем они раньше встречались. Одни смогут быстрее забывать выученную ими информацию, чем другие. Однако если иметь в виду, что процессы памяти человека не являются независимыми друг от друга (сохранение связано с запоминанием, запоминание - с забыванием, припоминание - с запоминанием и забыванием одновременно и т.д.), то индивидуальные различия по ним могут иметь комплексный характер. Это означает, что хорошее функционирование одних процессов памяти у человека может сочетаться с плохим функционированием других процессов памяти, и наоборот.

Использование мнемотехнических средств также может породить разнообразные индивидуальные различия, которые, в частности, касаются следующих моментов:

  • - использования в процессах памяти определенных мнемотехнических средств;
  • - особенностей и разнообразия применяемых мнемотехнических средств;
  • - частоты обращения человека к употреблению тех или иных конкретных мнемотехнических средств.
  • Говоря в данном случае об индивидуальных различиях в объемах оперативной и долговременной памяти, мы имеем в виду не их предельные возможности у разных людей,а реальное количество информации, которое в них хранится.

Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти -- зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

«Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Есть уникальные случаи такой памяти, описанные в литературе. Один из них нам представил А.Р. Лурия 1 . Он подробно изучил и описал память человека по фамилии Ш., который мог быстро, прочно и надолго запоминать зрительную информацию. Объем его памяти так и не удалось экспериментально установить. «Ему, -- писал А.Р. Лурия, -- было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2--3 секунды» 2 . Это время, вероятно, и есть то, которое данному человеку требовалось для осуществления указанного перевода и необходимого отдыха. У обычных людей это время и прилагаемые для этого усилия гораздо больше.

Как выяснилось в дальнейшем, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо развито. После однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной обработки (в основном образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в отсутствие самого данного материала в поле зрения. Он был способен восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени, даже через несколько лет (некоторые опыты с ним были повторены через 15--16 лет после того, как он впервые увидел материал и больше к нему в течение этого времени не возвращался; тем не менее он вспомнил его).


Эйдетическая память, особенно сильно развитая у Ш., не такое уж редкое явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Данный тип памяти упражняем, бывает неплохо развит у художников и, по-видимому, является одним из задатков к развитию соответствующих способностей. Сферой профессионального применения такой памяти могут стать музыка, те виды деятельности, в которых особые требования предъявляются к зрительно точному запоминанию и воспроизведению увиденного.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. «Не подлежит сомнению, -- писал С.Л.Рубинштейн, -- что в запоминании более или менее значительную роль играют моменты». Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного. Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо писал по этому поводу, что наше более или менее постоянное представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью, питается ею, и стоит памяти прийти в состояние расстройства, как тотчас же меняется представление человека о самом себе. Продолжим эту мысль: вероятно, и каждодневные изменения нашего поведения связаны с тем, что в какой-то момент времени мы что-то помним и что-то забываем о себе. Существуют, по-видимому, не очень заметные, но похожие на болезненные расстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, как и акцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметь представление о типичных таких нарушениях.

По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная -- невозможность запоминания на будущее; ре-тардированная амнезия -- вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезий -- прогрессивная -- проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

Основатель психоанализа З.Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного». Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм забывания не работает.

Примерами мотивированного забывания, по З.Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.

Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Много интересных фактов, касающихся памяти человека, было установлено в исследованиях, авторы которых руководствовались гештальттеорией памяти. Один из них был открыт Б.В.Зейгарник и получил название эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Объясняется данное явление так. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания (такую потребность научный руководитель эксперимента Зейгарник К.Левин называл квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Проведя соответствующие эксперименты, Б.В.Зейгарник отметила еще один интересный факт: «Преобладание незавершенных заданий выражается не только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в которой испытуемый называет задания при опросе. В первую очередь испытуемые перечисляют незавершенные задания». Из этого замечания можно сделать следующий вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Память- это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Все люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Но встречаются люди и с феноменальной фотографической памятью. Это действительно редкий дар. Такие люди могут запоминать огромное количество информации и воспроизводить эту информацию очень быстро. Можно предположить, что это сочетание генетического фактора и определенной тренировки в течении жизни. У маленьких детей объём памяти значительно меньше, чем у взрослого человека, поэтому мы не помним, что происходило с нами в младенчестве. С годами человек может держать в голове всё большее количество различной информации.

Бытует мнение, что у людей с возрастом память ухудшается, но на самом деле все зависит от самого человека. И в преклонном возрасте память может быть блестящей, при условии, если человек ей пользуется, постигает, что-то новое. Это могут быть те же кроссворды, заучивание стихов, какие-то курсы, изучение иностранного языка и.т.д. Известно, что люди занимающиеся наукой и в солидном возрасте имеют прекрасную память. Но когда мы во власти сильных эмоций, спешим, или на нас давит груз обстоятельств, нас отвлекают, если мы поглощены другим делом и т.д. в таких условиях любая, даже самая лучшая, память будет давать сбой. Человеческая память - это не только умение запоминать, но и, как ни парадоксально это звучит, умение забывать ненужное.

Процессы запоминания и забывания очень часто не поддаются нашему контролю. В течение своей жизни мы получаем огромное количество информации, однако болящую половину узнанного забываем, примирившись с тем, что феноменальная память не наша сильная сторона. При этом, учеными давно доказано, что человек пользуется лишь небольшим процентом возможного потенциала памяти, и предела для совершенствования собственных возможностей нет.

1. Общее понятие о памяти

Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.

Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы:

1. Запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется заучиванием.

2. Сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено.

3. Воспроизведение запомненного или заученного.

4. Узнавание. Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии, каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.

Процессы памяти.

Сами процессы памяти проходят три этапа:

1) Запоминание - происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретённым ранее.

2) Сохранение - Определяется степенью участия материала в деятельности личности, то есть важностью для человека.

3) Воспроизведение - Происходит актуализация закреплённого материала путём извлечение его из долговременной памяти и передача в оперативную.

4) Наибольшего развития память достигает к 25 годам и сохраняется до 50 лет. Затем способность запомнить и вспомнить постепенно идёт на убыль.

5) Повторение - одно из важных условий запоминания. Для улучшения запоминания необходимо: выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Виды памяти различают:

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

А) Двигательная - запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.

Б) Эмоциональная (впервые ввёл К.С. Станиславский) - прочно сохраняет пережитые человеком чувства

В) Смысловая (словесная) - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов

Г) Образная - позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку.

2) По характеру целей деятельности:

А) Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ней формируется основная часть жизненного опыта человека).

Б) Произвольная - запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ней человек получает профессиональные и другие специальные знания).

3) По продолжительности сохранения и закрепления материала:

А) Кратковременная - очень краткое сохранение материала после одного краткого очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения (в первые же секунды после восприятия материала. (Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта).

Б) Оперативная - вид кратковременной памяти. Обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.(Чтение, списывание).

В) Долговременная - длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. (Роль в функционировании механизмов накопления профессиональных знаний).

Первое и, пожалуй, наименьшее существенное отличие состоит в том, что человек обладает словесной (вербальной) памятью, так как люди - это единственные говорящие животные. Это означает возможность чему-то обучаться и что-то вспоминать без видимых поведенческих реакций. Уже то, что нам трудно представить себе жизнь без такой словесной памяти, говорит о неизмеримо большем богатстве нашей памяти по сравнению с памятью животных. У последних явно преобладает процедурная память, тогда как у человека - память декларативная, которая фактически формирует каждое наше действие и каждую мысль.

Для каждого из нас память уникальна.

Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я», перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающие клинические случаи потери памяти.

Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

2. Основные теории памяти в зарубежной и отечественной психологии

Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своей научного значения до настоящего времени была ассоциативная теория, возникла в 17 в. первое признание получила в Англии и Германии. В основе лежит понятие ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами разработанное Эббингаузем, Мюллером, и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Отдельные элементы информации согласно ассоциативной терапии запоминаются не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. В конце 19 в. на смену ассоциативной терапии пришла гештальт терапия - исходным понятием и главным принципом выступила изначальная целостная организация - гештальт. Именно закон формирования гештальта определяет память. При запоминании и воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры. Динамика запоминания и воспроизведения в гештальт терапии: некоторое актуальное в данный момент времени потребностное состояние создает у человека определенную установку или восприятие. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет набор нужных сведений. Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти у представителей бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма были близки к тем, которые разделялись с ассоцианистами. Бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала, много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения. Заслугой Фрейда и его последователей явилось выяснение роли полной и отрицательной эмоции, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала, были обнаружены и описаны механизмы подсознательного забывания. В начале 20 в. возникает смысловая память. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (Бине, Бюллер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание. В настоящее время делают первые шаги информационно - кибернетические теории памяти. В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории, память выступает как особый вид психологической деятельности, включающих систему теорий и практик действий, подчиненных решению мнемической задачи запоминания, сохранения, воспроизведения разнообразной информации. (Леонтьев, Зинченко, Смирнов). У нас в стране эта концепция свое дальнейшее развитие в культурно - исторической теории происхождения высших психических функций. Изучение памяти в когнитивной психологии. Считают, что поведение человека детерминировано его знанием. Знание трактуется как информированность. Основным предположением являлись представления о поэтапной переработки информации: первым структурным компонентом является сенсорный регистр. В нем содержится информация о поступающем стимуле в непосредственной форме, называется иконической памятью (очень кратковременная, зрительная память или мгновенная). В иконической памяти информация о стимуле удерживается короткий промежуток времени (0,1с) в той конкретной форме, в какой она первоначально была представлена. В ней содержится больше информации, чем может быть сразу обработано. Эта информация сохраняется и используется на более поздних этапах переработки.

Следующим этапом переработки информации является кратковременная память, отличается временем хранения следов, емкостью и формой хранения следа., обеспечивает оперативное удержание (от 20-30 сек.) и преобразование данных поступающих из сенсорной систем. На уровне кратковременной памяти начинается интерпретация поступившей информации и отнесение ее к различным категориям. Считалось, что информация хранится там, в акустической форме. Последним этапом переработки информации является долговременная память, которая обеспечивает удержание информации часы, годы, десятилетия. В отличие от кратковременной памяти долговременная память всегда находится в смысловой форме.

гештальт запечатление когнитивный психический

Заключение

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

В российской психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как этапы такого развития.

Новый материал к пониманию процессов памяти предоставили исследования ряда психических функций, за которые несут ответственность те или иные зоны полушарий мозга. Так, нарушения логических процессов, в частности логическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно была обусловлена работой правого полушария головного мозга.

Список использованной литературы

1. Кузин В.С. Психология / под ред. Б.Ф.Ломова.Учебник.М.: Высш. школа, 2002.

2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М. 2002.

3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 2000.

4. Лук. А.Н. Эмоции и личность М.; 2002 г.

5. Вартинян Г.А, Пирогов А.А. Механизмы памяти ЦНС. - СПб., Наука, 2009.

6. Веккер Л.М. Психические процессы. - Т. №3. - СПб. 2001.

7. Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.

8. Лёзер Ф. Тренировка памяти (пер. С нем.). - М.: Мир, 2008.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 2008 г.

10. Гоноболин Ф.Н. Психология Москва 2006.

11. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. - СПб. 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение памяти как психического процесса. Разработка методов измерения важных закономерностей процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания. Способы обработки запоминаемой информации, мнемические действия и операции, ментальные структуры.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Основные теоретические представления о феномене памяти в психологической науке. Характеристика процессов произвольного запоминания, сохранения информации, забывания и воспроизведения. Возрастные особенности памяти у детей младшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2014

    Основные аспекты учения о памяти как процессе запечатления текущей информации, организации и сохранения прошлого опыта. Изучение гипотезы о роли глиальных элементов, молекул РНК и ДНК в процессах запоминания. Память, как основной познавательный процесс.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.

    реферат , добавлен 25.11.2014

    Память как высшая психическая функция: определение, виды, процессы памяти, психологические теории. Особенности развития памяти детей в дошкольном возрасте. Показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы. Формы запоминания и воспроизведения.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2014

    Определение памяти как высшего психического процесса. Сущность и взаимосвязь запечатления, сохранения, забывания, воспроизведения, узнавания. Мнестические процессы, формы их организации и индивидуальные особенности. Физиологическая основа представлений.

    реферат , добавлен 14.05.2009

    Характеристики памяти - процесса запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т. е всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Индивидуальные особенности памяти, ее виды, прочность и скорость запоминания.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2017

    Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

    творческая работа , добавлен 16.12.2006

    Изучение основных видов, процессов и механизмов памяти. Сравнение опосредованного и непосредственного запоминания. Выявление наиболее эффективного вида запоминания. Формы воспроизведения и забывания. Обзор методики для исследования кратковременной памяти.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2015

    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

В ходе жизни и деятельности, в зависимости от особенности нервной системы, у человека складываются индивидуальные и типологические особенности памяти.

Во-первых, индивиду­альные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с пло­хой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер . То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно . Во-вто­рых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависи­мости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память , если он отличается:

    быстротой запоминания,

    прочностью сохране­ния,

    точностью воспроизведения

    так называемой готов­ностью памяти.

Но память может быть хорошей в одном отношении и пло­хой - в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

    Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.

    Медленное запоминание сочетается с медленным забыва­нием.

    Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.

    Наиболее низкой продуктивностью отличается память, ха­рактеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыва­нием.

Типологические особенности памяти

С особенностями лично­сти, с особенностями деятельности человека связано преиму­щественное формирование одного из видов памяти. Так, у арти­стов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов - слуховая, у художников - зрительная память, у философов - словесно-логическая. Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной дея­тельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип - преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной дея­тельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник - цвет предметов, матема­тик - типы задач, спортсмен - движения.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,- зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти . Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным).

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, - то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, исполь­зование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практи­ческой, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэф­фективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной инфор­мации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

Виды памяти.

Лекция.

Память можно разделить на несколько видов.

I. По объекту запоминания, память бывает:

1. Обзорная – она фиксирует средства и результаты действий образов восприятия, образного мышленья, воображения, т.е. все виды образов.

2. Эйдетическая – особая форма образной памяти, она отличается фотографичностью (точностью запоминания).

3. Двигательная – это запоминание собственных движений. Овладение навыками ходьбы, бега, езды на велосипеде и т.д.

4. Эмоциональная – это память на чувства, эмоции и переживания.

5. Словесно -логическая – это память на сохранение мыслей, выраженных словами. Именно мысли, а не самих слов. Этот вид памяти фиксирует средства, способы и результаты логического мышления.

Например: при воспоминании расхода, мы вспоминаем сам смысл, а не «картинку», т.е. кто, как где нам это рассказывали.

Все эти виды памяти тесно связаны между собой, и почти никогда не «работают» изолированно.

II. По длительности сохранения память бывает:

1. Кратковременная – процент отношения небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов или явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек оказывается неспособным что-либо вспомнить.

Например: Переводчик точно сохраняет в памяти фразу, пока её переводит. При переходе к новой фразе, он забывает предыдущего.

Деятельность осуществляется по принципу: воспринял-воспроизвёл-забыл.

2. Долговременная – характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний. Это глубинная память, память – хранения. Вспомнить что-либо виденное когда-то, или слышанное – это значит перевести из долговременной памяти на уровень кратковременной.

3. Оперативная – запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения определенной операции (Например: решение задачи).

Все рассмотренные виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная взаимосвязаны и играют определённую роль в жизни и деятельности человека.

III. По степени волевой регуляции память делится на:

1. Непроизвольную – это память, не требующая постановки цели, напряжения и волевого усилия со стороны человека. Запоминание происходит само на себе.

2. Произвольную – это память, требующая волевого усилия, напряжения со стороны человека.

Каждый человек обладает своими специфическими особенностями памяти, которые в психологии называются - индивидуальными.

Индивидуальные особенности памяти человека напрямую связаны с индивидуальными особенностями личности.



Индивидуальные особенности памяти личности характеризуются:

1) скоростью запоминания;

2) прочностью сохранения;

3) лёгкостью воспроизведения.

В зависимости от сочетания этих особенностей выделяют четыре типа памяти человека:

1 тип: наиболее продуктивный тип памяти быстро запоминаю → медленно забываю ;

2 тип: быстро запоминаю → быстро забываю ;

3 тип: медленно запоминаю → медленно забываю;

4 тип: медленно запоминаю → быстро забываю , это самый непродуктивный тип.

В зависимости от ведущего анализатора, от степени его развития выделяют следующие типы памяти:

1. Зрительный – наилучшее запоминание идёт зрительным путём.

2. Слуховой – наилучшее запоминание идёт через слух.

3. Двигательный – наилучшее запоминание идёт, когда включено движение.

4. Смешанный – это развиты два анализатора: один ведущий, другой подкрепляющий.

Возможны такие сочетания:

· зрительно-слуховой;

· зрительно-двигательный;

· слухо-зрительный;

· слухо-двигательный.

Каждый человек должен знать свой тип памяти и использовать его в процессе обучения.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook