Формы контроля на уроке по фгос физика. Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний по физике как средства повышения качества образования Бутенко Ольга Геннадьевна, учитель физики первой. Функции учебного контроля

Фразу «урок - основная форма обучения в школе» нельзя понимать упрощенно и однобоко, фиксируя внимание только на слове «урок» и упуская из виду, что типов уроков может быть много и каждый урок должен быть неповторим, к его построению надо подходить творчески.

В работе приведен план-конспект модели урока по физике для 10 класса по теме «Электрический ток в различных средах».

Мои творческие поиски нестандартных форм и методов преподавания физики продолжаются уже 35 лет работы в школе. Еще в самом начале своей педагогической деятельности я понял, что невозможно добиться высокого КПД на уроке физики, если его проводить по обычной стандартной схеме. Фразу «урок - основная форма обучения в школе» нельзя понимать упрощенно и однобоко, фиксируя внимание только на слове «урок» и упуская из виду, что типов уроков может быть много и каждый урок должен быть неповторим, к его построению надо подходить творчески.

Причины применения нестандартного подхода в построении урока физики в настоящее время таковы:

1. В стране наблюдается падение престижа образования и науки, в том числе и физики, среди молодежи. Это связано с коренными социальными и экономическими преобразованиями.

2. Введение в стране всеобщего образования, обучение всех и всему одинаково в одном классе привели к тому, что за последние годы был снижен уровень преподавания для средних и сильных учеников, в результате чего потерялся их интерес к учебе. В настоящее время созданы и создаются для выхода из этого положения школы различного типа со специализацией.

3. В настоящее время в школе занимаются много слабо подготовленных учащихся, это как правило дети из малообеспеченных, неблагополучных и неполных семей.

4. Недостаточная материальная база школ, так как снабжение перешло на коммерческую основу, и многие школы из-за материальных затруднений не могут приобрести приборы и оборудование, учебники и пособия.

Вот эти и другие причины побуждают искать особые формы и приемы работы с учащимися, иначе в противном случае деятельность учителя будет малоэффективной.

Моя методика поиска, а затем и применения эффективных методов и форм обучения физики основана на следующих принципах:

1. Они должны вызывать у учащихся интерес к обучению, к теме урока, так как он является наиболее действенным мотивом учения. Как говорил А. Эйнштейн: «Умеет учить тот, кто учит интересно!»

2. Они должны способствовать повышению эмоциональности обучения физике. Как известно, приподнятое эмоциональное состояние помогает лучше усваивать научные знания. Не случайно А. Эйнштейн говорил: «Где только возможно, изучение должно стать переживанием».

3. Они служат созданию «обратной связи» с учащимися учитывают их мнение. Учебный процесс надо строить в соответствии с природой человека, все это повышает результаты обучения, его КПД. Исследования ученых показали следующее: «Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научиться, развиться, воспитаться». В начале учащегося надо научить учиться, а затем на этой основе получать знания.

Особое внимание в своей работе уделяю эффективным формам контроля знаний учащихся по физике. Любому учителю ясно, что объем знаний (информации) данный им не равен объему знаний, полученному учеником. Нужна объективность, которая позволяет учителю или проверяющим оценить урок, здесь особую роль играет контроль знаний, в котором главную роль играют ученики. Ученики, опираясь на знание нормативов оценок, могут под руководством учителя провести самооценивание, что исключает возникновение конфликта между учениками и учителем из-за оценок. Эффективные формы контроля позволяют проверить учителю с помощью учеников всех или большинство учащихся. Это заставляет учеников повторять учебный материал, готовиться к каждому уроку, что позволяет им приобретать хорошие знания. Из личного опыта, опыта учителей-практиков, исследований ученых известно, что учащийся пассивно находящийся на уроке усваивает 5-10 % знаний, активно мыслящий на уроке усваивает 50-60 % знаний, а тот, который активно повторяет дома 90-100 %.

При самооценивании учащихся они должны знать систему норм и критериев постановки оценок, с ней я знакомлю новых учеников в начале учебного года. Эта система оценок была разработана и апробирована мною в течение педагогической деятельности. Для определения оценки нужно точно знать, какие ошибки и недочеты допущены отвечающими, их шкалу цен.

Цена грубой ошибки - 2 балла.

Ошибки - 1,2 балла.

Грубого недочета - 0,5 балла.

Недочета - 0,3 балла.

Маленького недочета (оговорки) - 0,2 балла.

Например: ученик при ответе допустил негрубую ошибку и недочет. Какую ставить ему оценку? Согласно нормативам имеем - ученик потерял 1,2 + 0,3 = 1,5 балла. Так как за полный ответ оценка - 5 баллов, то окончательная оценка ученика 5 - 1,5 = 3,5 балов. В данном случае в журнал ставиться оценка - 4, предупредив учащегося о её «слабости».

В своей практике я наиболее часто применяю такие эффективные формы контроля знаний - «самоконтроль», «кольцо», «экспедиция», «интеллектуальный бой» и другие. Некоторые из них я излагаю в плане-конспекте модели урока по физике для 10 класса.

План-конспект модели урока по физике для 10 класса по теме "Электрический ток в различных средах"

Тема : Повторительно-обучающий урок по теме «Электрический ток в различных средах».

Задачи и цели урока: систематизировать знания об электрическом токе в различных средах; рассмотреть значения изученных явлений для развития техники. Продолжить формирование умений объяснять явления на основе электронных представлений, выделять главное, обобщать изученный материал, выражать свои мысли в речи, решать задачи на электрический ток в различных средах. Применить методические приемы и методы оперативной проверки знаний учащихся, основанные на обратной связи учащихся с учителем.

Оборудование урока: методические разработки учителя.

Ход урока.

I. Организационный момент урока. (1-2 мин.)

Учитель делает сообщение учащимся, как будет проходить урок, назначает своих ассистентов, напоминает о нормативах оценок, о корректности вопросов и ответов. Ассистенты - это обычно двое учащихся, отличники или учащиеся, имеющие твердые знания на «4» и «5».

Норма оценок:

1) Грубая ошибка - 2 балла.

2) Ошибка - 1,2 балла.

3) Крупный недочет - 0,5 балла.

4) Недочет - 0,3 балла.

5) Оговорка - 0,2 балла.

Начальная оценка - 5 баллов. За допущенные ошибки, недочеты и оговорки отнимается указанное количество баллов. Ответы и вопросы должны даваться четко, кратко и понятно.

II. Повторение ранее изученного материала (10-12 мин.)

Применяется оперативный письменный контроль знаний учащихся по вопросам темы «Электрический ток в различных средах». Используется методический прием «Самоконтроль». Прием основан на сотрудничестве учителя и ученика, в чем и проявляется эффективность обучения. Как известно, эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности ученика, это не только умение учителя доступно и понятно преподносить учебный материал, но и готовность учащихся воспринимать, усваивать и воспроизводить его. Ежеурочно должна неукоснительно быть и действовать обратная связь “учитель - ученик“ . Прием состоит в том, что учащиеся отвечают на поставленные по вариантам вопросы в течение строго определенного времени. Форма ответа краткая, применяются условные обозначения и сокращения. План ответа учащиеся записывают и запоминают на первых ознакомительных уроках.

План ответа:

1) Определение закона, явления, понятия. Поясните их.

2) Формулы и их вывод(если есть).

3) Новые физические величины и их единицы(если есть).

4) Рисунки, схемы, графики.

5) Практическое применение.

Листочки передаются и собираются по цепочке с минимальной затратой времени. При письменной форме ответа учащиеся, как правило, психологически более раскованны и дают ответы лучше, чем у доски. Второй важный момент - в работу включаются все учащиеся класса. Третий важный момент - учащиеся проводят самоконтроль своих знаний, при проверке подглядывать и поворачиваться категорически запрещено. И последнее, очень важное, основано на закономерности повторения Эббингаусса (рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное) - по этим же вопросам самоконтроль повториться через некоторое время (через 1-3 урока).

Вопросы самоконтроля:

1 вариант - Электрический ток в металлах.

2 вариант- Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Сверхпроводимость.

3 вариант - Электрический ток в вакууме. Применение тока в вакууме.

4 вариант - Электрический ток в газах.

5 вариант - Плазма. Практическое использование плазмы.

6 вариант - Электрический ток в расплавах и растворах электролитов.

7 вариант - Закон электролиза Фарадея.

8 вариант - Электрический ток в полупроводниках.

9 вариант - Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзистор.

Проверка ответов занимает мало времени, если позволяет ход урока их можно объявить сразу, если нет, то обязательно в начале следующего урока.

III. Совершенствование знаний и умений. Контроль знаний, основанный на инициативе учащихся. (15-20 мин)

На данном моменте урока использовать метод «Кольцо», который является эффективной формой обратной связи «учитель-ученик» и используется при проверке усвоения материала пройденных тем или группы вопросов, служит для совершенствования знаний и умений учащихся. Важным в нем является то, что основная роль при проверке знаний лежит на самих учащихся (под контролем учителя), которые анализируют и оценивают ответы своих товарищей. Второй, ценный аспект в нем - это развитие активной разговорной речи учащихся. Исследования ученых показали, что активная разговорная речь ученика в среднем за целый учебный день - 2 минуты, что очень мало. Увеличение этого времени - важнейшая проблема педагогической науки. Учащиеся знают норму оценок, которая им доводится до сведения на вводных уроках в начале учебного года. Таким образом, каждый ученик, если он хорошо знает урок, точно знает какую оценку надо поставить отвечающему. При таком подходе к постановке оценок исчезает почва для возникновения конфликта между учениками и учителем из-за оценок. При использовании метода «Кольцо» учителем назначаются 2-3 ученика ассистентами-учителями, которые будут выслушивать, анализировать и оценивать ответы своих товарищей, это как правило наиболее сильные ученики. К доске вызывается группа учащихся - 3,4,5 и более, в зависимости от объема проверяемой темы. Методика такова: первый ученик ставит вопрос второму, второй отвечает и ставит вопрос третьему, третий отвечает и ставит вопрос четвертому и т. д., последний отвечает и ставит вопрос первому - «кольцо» замкнулось. Далее, все это повторяется, количество вопросов и ответов зависит от объема проверяемой темы, «кольцо» останавливает учитель. Класс при этом также участвует в работе, все учебники, тетради и другие пособия закрыты. Если какой учащийся из «кольца» не может поставить вопрос или дать ответ, ассистент-учитель спрашивает класс. В случае, если никто с этим не справляется, отвечают сами ассистенты-учителя. Главное при постановке и ответе на вопрос - корректность, четкость, краткость, идет развитие речи, проверяются знания и умения. После остановки «кольца» ассистенты-учителя, делая анализ ответов и вопросов конкретно каждого проверяемого , ставят оценки. Класс также принимает в этом участие, в случае чего производится корректировка оценки. За участие в работе «кольца», учащимся класса, если они давали не менее трех вопросов-ответов, ставится также оценка. Оценки ассистентам-учителям ставит учитель, с учетом мнения класса. При таком методе обычно выставляется не менее 10 оценок с анализом, нет конфликтных ситуаций, активна мыслительная деятельность учащихся, что способствует глубоким и крепким знаниям учащихся.

IV. Решение расчетных и качественных задач. (10-12 мин)

Эта часть урока посвящена решению задач на повторение. Используется задачник, дидактический материал. Работу можно проводить как индивидуально, так и со всем классом, она проводится у доски и на месте. Можно использовать следующие задачи:

1. Определить среднюю скорость упорядоченного движения электронов под действием электрического поля в медном проводе площадью поперечного сечения 1 мм 2 при силе тока, равной 10 А.

2. Определить скорость электронов, с которой они достигают анода двухэлектродной электронной лампы, если напряжение между катодом и анодом 100 В.

3. Объясните, почему разряжается электрометр, если к его катоду поднести горящую спичку.(Можно провести опыт)

4. Почему провода линии высокого напряжения не покрыты изолирующей оболочкой?

5. Определить напряженность электрического поля, при которой может произойти ионизация молекул воздуха. Энергия ионизации молекул воздуха W=15эВ, длина равна 5 ·10 -4 см.

6. Вычислите электрохимический эквивалент серебра.

7. Какую валентность должна иметь примесь к германиевому полупроводнику, чтобы он обладал электронной проводимостью?

8. Будет ли протекать ток в цепи?

9. Чем диссоциация электролитов отличается от ионизации газов? Почему электролиз не требует высокого напряжения?

10. Что происходит с электрической дугой, если сильно охладить отрицательный электрод; положительный электрод?

При подготовке задач к данному этапу урока используется следующая литература:

1) Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Физика - 10, Москва, ”Просвещение”, 1990г.

2) А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич, Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. Москва, ”Просвещение”, 1988г.

3) И.М. Мартынов, Э.Н. Хозяинова, Дидактический материал по физике 9 класс. Москва, ”Просвещение”, 1978г.

4) М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике. Москва, ”Просвещение”, 1972г.

5) Г.И. Рябоволов Сборник тематических работ по физике. Издательство “Высшая школа”, Минск, 1973г.

V. Домашнее задание. (1-2 мин)

а) Краткие итоги главы X - стр.200

Физика - 10 Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев

Москва, ”Просвещение”, 1988г.

б) №845, №861

А.П. Рымкевич, Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. Москва, ”Просвещение”, 1988г.

в) упр. 12 (1,5,9), учебник, стр.200.

Чтобы скачать материал или !

В настоящее время сложилось представление о традиционных и инновационных формах и методах контроля знаний. Традиционные – это формы и методы контроля знаний, используемые в процессе обучения на протяжении нескольких десятилетий. К инновационным относится, в основном, метод тестирования, получивший широкое распространение в последние годы.

Традиционные методы проверки знаний и умений учащихся при обучении физике делятся на три основных класса: устная проверка, письменная проверка и проверка практических умений. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Устная проверка осуществляется в двух формах – фронтальный опрос и индивидуальный опрос. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. При фронтальном опросе учитель может проверить знание основных понятий, законов, формул у достаточно большого числа учащихся, задавая вопросы, требующие кратких ответов. Однако такая форма проверки не дает представления о мыслительной деятельности учащихся и глубине их знаний, не выявляет умения применять знания на практике.

Индивидуальный опрос позволяет выявить знания нескольких учащихся - то есть определить на сколько качественно и глубоко усвоен учебный материал, одновременно обучая их вести связный рассказ, анализировать, классифицировать процессы и явления.

Письменный метод проверки знаний и умений осуществляется с помощью контрольных, самостоятельных работ разной продолжительности от 10 – 15 минут до целого урока, физических диктантов, физических сочинений и рефератов. Письменные работы дают возможность проверить знания учащихся всего класса; особенно ценны они для выяснения умения решать задачи, оперировать наименованиями единиц, выводить формулы, строить и читать графики и др. Однако объем материала, проверяемого в процессе письменной контрольной работы, ограничен. Кроме того, проверка письменных работ требует много времени. Физические диктанты не требуют больших временных затрат. Однако с их помощью целесообразно осуществлять лишь проверку способности учащихся репродуцировать небольшие единицы учебного материала.

Проверка практических умений учащихся при обучении физике проводится в виде экспериментальных работ. К ним относятся

    кратковременные опыты на уроке;

    фронтальные лабораторные работы;

    работы физического практикума;

    самостоятельное домашнее экспериментирование.

Все перечисленные методы практической работы отличаются друг от друга количеством затраченного времени и степенью самостоятельности учащихся.

Кратковременные опыты , как правило, используются на начальных этапах обучения физике и проводятся под непосредственным контролем учителя. Часто они могут проводиться по принципу «делай как я». Этот вид учебной деятельности закрепляет ранее полученные знания, развивает практические умения учащихся, позволяет проверить способность учащихся осуществлять физический эксперимент.

Во время фронтальных лабораторных работ весь класс выполняет одну и ту же практическую работу по ранее изученной теме. На этом этапе осуществляется проверка умения применять полученные знания на практике, анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы по результатов проведенного эксперимента. Учитель на этом этапе осуществляет контроль за соблюдением техники безопасности и правил выполнения эксперимента.

Работы физического практикума проводятся, как правило, в конце учебного года в 9 – 11 классах. Их цель проверить знания учащихся, полученные ими в течение года, и умения применять их на практике. В физический практикум входят несколько лабораторных работ (5 или 10), который наиболее качественно и объективно позволяют проверить практические умения по изученному курсу.

Самостоятельное экспериментирование предполагает выполнение физических опытов самостоятельно, вне урока, чаще всего дома. Этот вид деятельности учащихся позволяет оценить их способность самостоятельно составлять план экспериментального исследования, организовывать его, проводить опыт, анализировать полученные результаты и делать выводы.

дипломная работа

2.2 Виды контроля и формы его организации

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый (таблица 2).

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Использование методики тестирования при обучении грамматической стороне речи на среднем этапе обучения

Контроль знаний учащихся при изучении линии уравнений в основной школе

Существуют различные виды контроля знаний учащихся. В схеме 1 представлена классификация по различным основаниям. Схема 1 1. В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 вида контроля: индивидуальный...

Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу...

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики

Связи между учителем и учеником в схеме общей структуры обучения наиболее значимы в учебном процессе...

Основы научной организации учебной деятельности студента в вузе

Учебные занятия в вузе, как правило, проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, коллоквиумов и т. д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами...

Планирование и учет учебно-воспитательной работы в школе на уроке спортивных игр

Учет заключается в систематическом осуществлении записей, касающихся состояния работы, выполнения намеченных планов и итогов, за определенные периоды работы...

Проверка и оценка уровня знаний учащихся в процессе обучения географии

Проверка и учет знаний и умений по физике в средней общеобразовательной школе

Контроль знаний представляет собой довольно сложную структуру, которая подразделяется на несколько уровней. Некоторые из них делятся в свою очередь на подуровни. В системе уровней контроля знаний выделяются его виды, методы и формы...

Самостоятельная работа как средство организации текущего контроля по алгебре

Контроль знаний, умений и навыков обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый...

Самостоятельные работы для тематического контроля знаний учащихся на уроках алгебры в 8 классе

Для организации самостоятельных работ учителю важно знать их формы и виды, место в процессе обучения. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами...

Система организации трудового воспитания и профориентации в сельской школе

По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов: труд физический, труд интеллектуальный, труд душевный (менее двух первых описанный в литературе и реже упоминаемый)...

Слушание музыки в детском саду как основной путь развития эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса к музыке

Формы работы Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение...

Тестовый контроль знаний школьников по истории

Под педагогическим контролем понимается система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. Контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков учащихся. В исследованиях В.С...

Тесты как средство контроля развития грамматических навыков учащихся 6 класса на уроках английского языка

Выделяется несколько видов контроля. По мнению Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой контроль может быть текущим, тематическим (П.И. Пидкасистый дает название "периодический") и итоговым. П.И...

Воспитание любви, сознательного, бережного отношения к природе, является главной педагогической задачей. Своей яркостью, многообразием...

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)

Методы и формы контроля на уроках физики

(из опыта работы преподавателя Мирошниченко В.В.)

г.Нижневартовск 2015

В современной дидактике контроль, с одной стороны, определяет организацию процесса обучения на завершающем его этапе, с другой – соотношение достигнутых результатов с поставленными целями обучения.

Контроль в учебном процессе выполняет различные функции: проверочную, обучающую, воспитательную и методическую. Наиболее важная и специфическая – проверочная функция, которая констатирует результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся и преподавателей, состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, а также меры для ее совершенствования.

В процессе обучения происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Практическая значимость контроля способствует формированию навыков и умении рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Развивающая функция контроля реализуется путем создания условий и возможностей для напряженной умственной деятельности учащихся, которая проявляется в развитии его познавательных способностей.

Методическая функция контроля позволяет рационально строить и совершенствовать методическую работу как самого преподавателя, так и педагогического коллектива в целом, так как правильно организованный контроль показывает достоинства и недостатки используемой преподавателями методики обучения, ее слабые и сильные стороны.

Для достижения поставленных целей обучения при планировании организации и проведения контроля необходимо, чтобы он был:

    Планомерным и систематическим, т.е осуществлялся в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлял его органическую часть и строился на основных вопросах обучения. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;

    Объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценить успехи и недостатки учебной деятельности учащихся, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении учащихся. Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения, требований к знаниям, навыками и умениями учащихся, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных знаний целям проверки;

    Всесторонним, т.е наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения учащимися учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечить проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, общеучебных и специальных навыков и умений. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают и могут ли учащиеся воспроизводить усвоенную ими информацию, но и умеют ли пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку содержания формируемой у учащихся профессиональной деятельности (уровень сформированности основ этой деятельности);

    Индивидуальным. Овладение знаниями и умениями – процесс индивидуальный. Каждый учащийся овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями. К всем учащимся предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества учащихся, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки;

    Экономичным по затратам времени преподавателя и учащихся, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;

    Педагогически тактичным, осуществляться в спокойной, деловой обстановке. Не следует торопить учащихся с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

По периодичности, назначению и месту проверки усвоения учебного материала различают следующие виды контроля: предварительный (вспомогательный), текущий, рубежный (периодический), итоговый. Перечисленные виды контроля подчеркивают специфику дидактических задач на различных этапах обучения и следуют логике учебного процесса.

Предварительный (вспомогательный) контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный(исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.На этот вид контроля невозможно выделить много времени, а его результаты должны быть получены непосредственно после проведения контроля. Поэтому для предварительного(вспомогательного) контроля применяются способы, при которых наиболее эффективно используется аудиторное время и обеспечитвается оперативность получения результатов.

Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация познавательной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя, так как он является органической частью всего учебного процесса и тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторение учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

При организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, анне формального, механического усвоения учащимися учебного материала. Наиболее подходящими для текущего контроля являются способы, которые обеспечивают охват значительной части учащихся, возможность повторения и закрепления учебной информации при активации всех обучаемых.

Периодический(рубежный) контроль применяется для проверки усвоения законченной части(объема) учебного материала и позволяет определить качество изучения учащимися данного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала, поэтому от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического(рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел(тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, навыков, умений, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин, поэтому он носит интегрирующий характер. При подготовке к итоговому контролю происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что способствует интенсивному формированию интеллектуальных навыков и умений. Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных экзаменах, защите дипломного проекта. Для этого вида контроля необходимо применять способы, обеспечивающие надежность, объективность, универсальность и самостоятельность учащихся.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook