Анненский среди миров анализ. Анализ стихотворения И. Анненского «Среди миров Средства художественной выразительности

Иннокентий Фёдорович Анненский

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского «Кипарисовый ларец», изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти — в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность восьмистишия. К нему обращались многие композиторы: от Александра Вертинского до Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.

Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, — неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной темой. Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом, в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.

Одиночество, которым пронизано произведение «Среди миров», было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез. Первый и единственный прижизненный сборник поэт выпустил, когда ему было почти пятьдесят лет, причем книга вышла под говорящим псевдонимом «Ник. Т-о». При этом сложно переоценить влияние Анненского на акмеизм и футуризм. Его лирика нашла отражение в творчестве Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Бориса Пастернака. Важнейшее значение имеют также критические статьи Иннокентия Ивановича и его переводы Гейне, Лонгфелло, Бодлера, Еврипида, Горация, Рембо и других авторов.

Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. «Это наш Чехов в стихах», - отмечала современная ему критика.
Символика поэта неожиданна и ассоциативна, его образы новаторски самобытны. И. Анненский, отвергая ложный романтический пафос и патетику, повысил в правах стихотворный прозаизм: «Он был преддверием, предзнаменованием всего того, что с нами позже совершилось…», - писала Анна Ахматова.

Лирика И. Анненского была загадочна, но ее загадочность заключается не в сложности, шифрованности и смысловой смутности, а в особой психологической резкости, которая рождается будто из ничего, из «словесного праха», из каких-то пустячных сцеплений: «Среди миров, в мерцании светил…»

Стихотворение И. Анненского «Среди миров» предстает перед нами в форме монолога-исповеди, где воссоздается целый мир чувств и переживаний лирического героя. Стихотворение поражает единством тона, формы и содержания, которое интуитивно ощущается читателем.
Композиционно стихотворение состоит из двух четверостиший, причем каждое из них заканчивается анафорой (повторением одинаковых слов):

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими. . .

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света. . .

В последних двух строчках каждого четверостишия автором употребляется прием антитезы (противопоставления). Стихотворный размер данного стиха – ямб (ударение на второй слог), рифма – перекрестная.

Первая и последняя строчка стихотворения внутренне перекликаются – в них сквозит мотив грусти и одиночества лирического героя (лейбмотив) : «в мерцании светил», «томлюсь с другими», «сомненье тяжело», «молю ответа», «не надо света». Сам подбор и игра слов, их значений дает понять настроение лирического героя.

Интересным приемом создания образности является здесь употребление прописных букв в словах «Звезда», «Её», «Ней». Тем самым автор подчеркивает важность, незаменимость образа лирической героини (олицетворение)

Само же синтаксическое построение предложений (однородные члены предложения, сложноподчиненные предложения) как бы подсказывает ритмику стихотворения, его интонационное звучание.

Таким образом, поэтические лексика, синтаксис – все это использовано автором для выражения идейно-тематического содержания произведения, и делает поэзию Анненского своеобразной и узнаваемой.

Особенностью символизма И. Анненского является то, что единичное в его поэзии – это свернутое целое. А трагизм, столь присущий произведениям И. Анненского, передан особым приемом «смысловой вспышки», за счет скупого, но точного и верного отбора определений («сомненье тяжело», «мерцании светил»).

В стихотворении «Среди миров» нет ни одного лишнего слова, каждое слово употреблено с исчерпывающим содержанием, внушающей силой и твердостью.

.

«Среди миров» Иннокентий Анненский

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Анализ стихотворения Анненского «Среди миров»

В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского «Кипарисовый ларец», изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти — в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. Во многом успех обеспечила необыкновенная музыкальность восьмистишия. К нему обращались многие композиторы: от Александра Вертинского до Бориса Гребенщикова. Каждый из них открывал в стихотворении нечто новое, находил что-то личное, сокровенное.

Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, — неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной темой. Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.

Одиночество, которым пронизано произведение «Среди миров», было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез. Первый и единственный прижизненный сборник поэт выпустил, когда ему было почти пятьдесят лет, причем книга вышла под говорящим псевдонимом «Ник. Т-о». При этом сложно переоценить влияние Анненского на акмеизм и футуризм. Его лирика нашла отражение в творчестве Анны Ахматовой, Георгия Иванова, Бориса Пастернака. Важнейшее значение имеют также критические статьи Иннокентия Ивановича и его переводы Гейне, Лонгфелло, Бодлера, Еврипида, Горация, Рембо и других авторов.

Фамилия Анненского не известна широкому кругу людей, но это не мешает его стихам пользоваться популярностью. Его стихи знакомы многим. Вот только мало кто знает, кому принадлежат эти стихи? Его творческий путь был очень длинным и сложным, славу и признание он получил только после смерти.

Будучи ребенком он серьезно заболел, долгое время он лечился от болезни сердца. Это обстоятельство найдет отражение не только в его жизни, но и лирике.

Известно, что первый сборник стихов не вызвал у читателей особой симпатии. Такие поэты как Брюсов, Блок

И Гумилев, решили воздержаться от комментариев. Но Анненский был не огорчен их реакцией, так как понимал, что его стихи достойны своей оценки. Уже более позднее творчество поэта наберет популярность и значимость.

Стихотворение "Среди миров" было опубликовано в посмертном сборнике под названием "Кипарисовый ларец". Инициатива принадлежала сыну поэта, который разобрал старые и перепутанные листки с лирикой отца. Стихотворение очень быстро покорило сердца людей, особенно оно приглянулось композиторам, которые находили его особо звучным. Известно, что популярность стихотворения сохранялась до

Конца двадцатого века.

Литературный герой стихотворения обращается к "Одной звезде", она для него является олицетворением всего самого лучшего, что можно найти на земле. Звезда является его единственным другом, когда он говорит: "я томлюсь с другими", создается ощущение, что в мире не существует никого, кроме героя и звезды. Он явно обращается к ней, в тяжелые моменты жизни, видя в ней надежду и веру.

Из-за популярности стихотворения ему было уделено детальное внимание. Когда много различных исследователей, поэтов и литераторов, рассматривали истинный смысл данного шедевра. Мнения разделились, под звездой люди понимали разных персонажей. Были те, кто был уверен, что звезда это любимая девушка, которая является воплощением красоты и мудрости. Некоторые выходили за рамки обычной любви, считая, что образ описанный им это не одна конкретный персонаж, а собирательный образ идеальной женщины.

Каждый человек воспримет стихотворение "Среди миров" по своему. Сам поэт не успел рассказать, что именно он подразумевал под своей звездой. МЫ лишь знаем, что он отдал ей большое значение, это особенно видно по последним строкам его стихотворения, которые звучат так: "А потому, что с Ней не надо света."

АНАЛИЗ 1 ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

е. а. панова Загадка Звезды («Среди миров...»

Москва | И. Анненского)

В статье анализируется одно из самых известных стихотворений И. Анненского, центральный образ которого представляет собой семантическую загадку и с трудом поддается однозначной интерпретации.

Ключевые слова: семантическая загадка; линейное развертывание смысла; символ; мотив; парадокс; обманутое ожидание; модальность неопределенности; оппозиции.

Стихотворение «Среди миров» (1909), входящее в сборник «Кипарисовый ларец» (раздел «Разметанные листы»), едва ли не самое известное из произведений И. Анненского:

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной молю ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света.

Популярность оно приобрело во многом благодаря А. Вертинскому (а позже -А. Суханову), который положил эти стихи на музыку (правда, несколько «поправив» текст и тем самым упростив и исказив его смысл). В результате в общественном сознании стихотворение Анненского часто воспринимается через призму романса, и большинство читателей понимают его как образец любовной лирики, как «стихи о любви». Действительно, поэт говорит здесь о глубочайшем чувстве, хотя и уходит от слова любовь (Не потому, чтоб я Ее любил...), как

Панова Елена Алексеевна, кандидат фтол. наук, доцент МПГУ. Е-таИ:еарапоуа@ mail.ru

будто нарочито подчеркивая, что это не признание в любви. Но к кому (или, может быть, к чему) обращено это чувство, какой круг представлений стоит за символом Звезды? Не спешим ли мы, подставляя вместо Звезды - возлюбленную.

Следует заметить, что смысловое строение большинства стихотворений Анненского достаточно сложно, его поэзии «свойствен тип лирического сюжета с закодированной предметной ситуацией» [Гитин 1996: 29]. Поэт, как правило, заставляет читателя разгадывать множество семантических загадок, давая каждому возможность собственного понимания. В статье «О современном лиризме» Анненский писал: «Мне вовсе не надо обязательности одного и общего понимания. Напротив, я считаю достоинством лирической пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому. Тем-то и отличается поэтическое словосочетание от обыденного, что за ним чувствуется мистическая жизнь слов, давняя и многообразная...» [Анненский 1979: 333-334].

Лаконизм стихотворения «Среди миров», его афористичность и повышенная симметричность композиции создают ил-

люзию прозрачности и понятности смысла. Но эта простота обманчива. Смысл здесь мерцающий, многослойный, не дающий возможности связать слова и образы с какой-то одной предметной областью и однозначно установить их денотативную соотнесенность. Примечательно, что П. Вайль в своей книге «Стихи про меня» назвал главку, посвященную этому стихотворению, «Не понять». В частности, он пишет: «Сколько лет повторяю строчки Анненского, но так и не знаю, кто эта звезда. Бог? Женщина? <...> Возникает острое ощущение - даже не непонимания, а полной и безнадежной невозможности понять» [Вайль 2007: 18, 22].

Попытаемся все же прочитать стихотворение, следуя логике непосредственного восприятия и учитывая взаимодействие всех элементов в системе целого. Проследим сначала линейное развертывание смысла текста. Центральным образом и семантическим центром стихотворения является Звезда (кстати, А. Вертинский и назвал свой романс «Моя звезда»). Однако Анненский вынес в заглавие другое слово - предложно-падежную форму множественного числа слова мир. Слово мир не просто многозначно, оно относится к категориям с «размытым содержательным наполнением» и «выступает как приглашение к творчеству или сотворчеству», поскольку «выполняет прежде всего роль семантической емкости, которая приемлет практически любое наполнение» [Панова 2003: 22, 23]. Таким образом, миры, вынесенные в заглавие стихотворения, могут получить разные определения: и космологическое (макрокосм), и антропологическое (микрокосм), и «земное», и «небесное», и «личное», и «социальное», и «реальное», и «воображаемое» - словом, жизнь (бытие) во всех проявлениях, всё, что существует во внеземном и земном пространствах. Многообразие возможного семантического наполнения этого слова не позволяет по названию сразу выделить ка-кую-то определенную тему стихотворения (ответить на вопрос, о чем оно), заглавие включает в себя целый комплекс потенциальных мотивов, связанных со словом мир, и настраивает на широту ассоциаций и неоднозначность восприятия. Кроме

того, предложно-падежная форма среди миров имеет пространственное значение, и это пространство тоже оказывается предельно неопределенным и широким.

Первая строка вроде бы проясняет смысл заглавной номинации: словосочетание в мерцании светил сужает и конкретизирует семантику миров, выдвигая на первый план их «космологическое» значение, которое в словарях с пометой «книжн. поэт.» формулируется как «отдельная часть мироздания, вселенной; планета» [Ушаков 2000]. Словосочетание в мерцании светил служит также указанием на временной план, так как рисует картину звездной ночи. Таким образом, в начальной строке обозначены пространственно-временные координаты лирической ситуации. При этом здесь намечены и два важных мотива: мотив света и мотив, который можно назвать натурфилософским, поскольку нарисованная величественная картина Вселенной настраивает на размышления о мироздании, о бытии, о сущности вещей.

Во второй строке появляются «герои» стихотворения: Звезда и лирический субъект, выраженный местоимением я и глагольной формой первого лица (повторяю). При этом происходит переход от множественности к единичности (от мно-гомирия к единомирию), что выражено и грамматически (множественное число миров и светил меняется на ед. число Звезды), и лексически (одной = «единственной»). Слово Звезда, с одной стороны, входит в ряд миры - светила - звезда (одна и та же тематическая группа), подхватывая и поддерживая оба названных выше мотива, а с другой - сдвигает наше восприятие в иную смысловую плоскость, так как написание слова с прописной буквы является сигналом олицетворения или символического использования. Значение слова имя пока еще колеблется здесь между двумя вариантами: «собственное название астрономического объекта» и «личное название человека», но уже возникает представление о женском образе (об олицетворении женского начала), и сквозь космологический план, который полностью пока не исчезает, просвечивает антропологический. Это бросает «земной» от-

свет и на содержание первой строки, и на значение слова миры, которое опять становится неопределенным и зыбким, а картина ночи приобретает несколько условный характер: это не столько образ ночного неба (и указание на временной план), сколько опять-таки картина Вселенной (универсума). Кроме того, во второй строке появляются новые мотивы: мотив порыва, влечения лирического субъекта к Звезде (что находит выражение в молитвенном обращении к ней - повторяю имя) и мотив удаленности «героини» от лирического субъекта (сема «удаленность» присутствует в прямом номинативном значении слова звезда - «небесное тело... вследствие огромной отдаленности видимое как светящаяся точка» [БАС 1950 1965]; построение высказывания в 3-м лице также представляет образ отстранен-но), вносящий дополнительный оттенок ее недоступности, недостижимости.

Двойной план слова Звезда осложняется также и его символическим смыслом. Символическое использование лексемы вполне традиционно как в поэзии XIX, так и в поэзии XX в. Отметим также, что звезда относится к тому типу символов, которые «привносятся в литературное произведение извне, с характерным для них значением, которое надо знать» [Кожевникова 1986: 14]. Одно из таких значений - «звезда как символ любви» - как будто само напрашивается в контексте второй строки. Но уже следующие две строки заставляют усомниться в безоговорочности такого понимания. Текст развивается по принципу обманутого ожидания1. Автор, как будто предвидя смоделированное читателем понимание ситуации, отказывается от него {не потому, чтоб я Ее любил), и дает свое объяснение (а потому, что я томлюсь с другими). При этом «версия» любви к одной Звезде не отрицается полностью (да и вообще не

1 Об этом свойстве поэзии Анненского писал В. Брюсов: «И. Анненский обладал способностью к каждому явлению, к каждому чувству подходить с неожиданной стороны. Его мысль всегда делала причудливые повороты и зигзаги. <...> У него почти никогда нельзя угадать по двум первым стихам строфы двух следующих и по началу стихотворения его конец...» [Брюсов 1987: 336].

отрицается), она лишь смещается, и на первый план выдвигается мотив томления с другими. Это свидетельствует о том, что речь здесь идет о более сложном переживании и символический смысл слова звезда вовсе не сводится к символу только любовного чувства, а предполагает совмещение разных осмыслений. (Весь следующий текст и строится как рефлексия лирического субъекта, который как бы анализирует собственные сложные ощущения.)

Глаголы любить и томиться, обозначающие эмоции и относящиеся к сфере личности, ослабляют «космическую» составляющую (которая еще сохранялась во второй строке) в значении центрального образа и, наоборот, усиливают и почти закрепляют персонификацию женского образа. Тем более что значение, в котором глагол любить употреблен в стихотворении, предполагает, что объектом этого чувства-отношения «является лицо... (а также любой объект, которому приписываются какие-то свойства лица)» [Шмелев 2002: 170]. Однако в конце первого четверостишия отчетливо выражена и подчеркнуто акцентирована одна из основных оппозиций текста: Она = одна (Звезда) - другие. Множественное число местоимения другие возвращает нас к началу стихотворения - к мирам с их неопределенностью и широтой значения. В этом контексте вряд ли под другими можно понимать «других людей» (и уж тем более «других женщин»), с которыми томится лирический герой. Думается, что така

Понравилось? Лайкни нас на Facebook